«Она была в Париже…»

Народная артистка России Лариса Лужина бывала в наших краях неоднократно. В последний раз приезжала на кинофестиваль «Кавказ и мир» в 2010 году, а её первый визит в Кабардино-Балкарию состоялся много лет назад.
В 1967 году на советские экраны вышла картина Станислава Говорухина и Бориса Дурова «Вертикаль». На главные роли режиссёры пригласили Владимира Высоцкого и Ларису Лужину. Съёмки фильма по большей части проходили на территории КБАССР. Фильм начинается с того, что самолёт парит над портовым городом. Набирая высоту, он пролетает над лесами и полями и, наконец, оказывается над величественной Безенгийской стеной.
В режиссёрском тандеме на натурных съёмках лидировал Говорухин, имевший спортивный разряд по альпинизму. Он не соглашался на упрощения, и снимать приходилось на большой высоте в экстремальных условиях. Чтобы актёры вжились в роли, с ними провели занятия по скалолазанию, снежной и ледовой технике, закончившиеся восхождением на пик Кавказ. Столичные гости подолгу жили в палатках под Ушбинским ледопадом и на «немецких» ночёвках под пиком Щуровского.
Позднее Лужина вспоминала: «Высоцкий был очень, как теперь говорят, коммуникабельным, с ним было удобно, легко, весело, интересно. Мы же все вместе жили – в горах никуда не денешься друг от друга. Снимали в Кабардино-Балкарии: Эльбрус, Чегет – это всё был наш район. В свободное время собирались в баре – режиссёры Станислав Говорухин и Борис Дуров, операторы, актёры. Все сидели за одним столом. Какие-то охотники приносили нам мясо, это всё жарилось-готовилось. Все выпивали, кроме Володи, он тогда два года не пил, но был душой компании».
Песню «Она была в Париже» Высоцкий посвятил Ларисе Лужиной. Вот что говорила об этом сама актриса: «Я сейчас думаю, что если бы Говорухин не вспомнил об этой песне на юбилее фильма, я бы никому про неё и не говорила. Было же время какое – железный занавес, никто особо не выезжал за границу. А я-то уже всё-таки поездила и была среди всех актёров на съёмках, что там говорить, самая популярная. Меня даже в горах узнавали! Я рассказывала всем про Осло, Париж, Варшаву. И Володя, который пытался за мной шутя ухаживать, такую же шутливую песню написал».
«Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу./ Наверно, я погиб: робею, а потом/ Куда мне до неё — она была в Париже,/ И я вчера узнал — не только в нём одном!/ Какие песни пел я ей про Север Дальний!/Я думал: вот чуть-чуть, и будем мы на ты,/ Но я напрасно пел «О полосе нейтральной» —/ Ей глубоко плевать, какие там цветы./ Я спел тогда ещё — я думал, это ближе —/ Про счётчик, «Про того, кто раньше с нею был»…/ Но что ей до меня — она была в Париже, / И сам Марсель Марсо ей что-то говорил!..» Когда-то слова этой песни помнила наизусть вся страна…
Лариса Лужина родилась в Ленинграде. Здесь её застала блокада. После того как была открыта «Дорога жизни», девочку вместе с мамой эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.
После войны Лужины поселились в Таллине. Учась в школе, Лариса начала заниматься в драмкружке. Её партнёрами по сцене стали будущие актёры Виталий Коняев, Владимир Коренев, Игорь Ясулович. Спектакли с участием юных актёров показывали не только на школьной, но и на профессиональной сцене. Именно тогда Лариса решила стать актрисой. Окончив школу, она поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино.
Экзамены девушка провалила, но в дело вмешался случай: в 1959 году в Таллине Ларису пригласили на небольшую роль певицы ночного кабаре в картине «Незваные гости». После премьеры режиссёр «Ленфильма» Герберт Раппопорт предложил уже поступившей к тому времени во ВГИК Лужиной одну из главных ролей в кинопостановке «В дождь и в солнце». Следующей ролью актрисы стала Светлана в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах». Режиссёр долго не мог выбрать главную героиню, но, в конце концов, по совету Сергея Герасимова пригласил на роль Ларису Лужину. Именно эта работа стала отправной точкой в профессиональной карьере артистки.
Картину представляли в Каннах. Наряду с такими маститыми режиссёрами, как Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий, Лев Кулиджанов, Юлий Райзман, кинофестиваль посетили молодые актрисы – Лариса Лужина и Инна Гулая. В Каннах произошёл инцидент, едва не стоивший Ларисе дальнейшей карьеры. На приёме один из гостей предложил ей станцевать твист. Недолго думая, актриса согласилась. Когда она вернулась в СССР, на столе у министра культуры Екатерины Фурцевой уже лежал номер французского журнала «Paris Match» с фотографией Лужиной и заголовком: «Сладкая жизнь советской студентки». Разгневанная Фурцева вычеркнула актрису из списка «выездных», однако за свою ученицу вступился Герасимов. Он заявил, что сам разрешил девушке станцевать.
В 1965 году немецкий режиссёр Иоахим Хюбнер пригласил актрису сняться в многосерийном фильме «Доктор Шлюттер». Лужина сыграла сразу две главные роли: антифашистку Еву и её дочь Ирэну, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье. За время работы в ГДР артистка снялась в шести картинах. Именно здесь она впервые сыграла роли из русской классики – Марью Николаевну в «Вешних водах» и Варвару Павловну в «Дворянском гнезде», поставленных по произведениям Ивана Тургенева.
Лужина была признана одной из самых популярных актрис в ГДР, и ей присудили национальную премию. Кроме того, артистка из СССР дважды стала лауреатом немецкой премии «Золотой лавр телевидения».
После «Вертикали» она много снималась. Среди наиболее известных работ актрисы роли в психологической мелодраме «Главный свидетель», приключенческом фильме «Золото», спортивной драме «Гонщики», мелодраме «Настенька», киноповести «Небо со мной», биографическом фильме «Четвёртая высота». Лариса Лужина сыграла мать Юрия Гагарина в картине «Так начинается легенда». Для того чтобы войти в роль, она даже съездила в Гжатск, где познакомилась с матерью первого космонавта Земли.
Позднее в одном из интервью артистка рассказывала: «Она встретила меня очень тепло. Жила в небольшом каменном одноэтажном домике, который ей построили. В старом доме с маленьким садиком устроили музей, который, в принципе, Анна Тимофеевна и содержала: принимала туристов, проводила экскурсии, убирала, мыла. Обычная простая русская женщина. Я хотела запомнить её жесты, манеру поведения. Потом на съёмках мне это всё пригодилось».
 

 

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.05.2024 - 15:23

Хранилище истории и культуры

В Международный день музеев мы не просто посещаем их для досуга, а, в первую очередь, делаем акцент на своей истории, опираемся на опыт предшественников, обмениваемся знаниями и воспринимаем огромный багаж различных культур, аккумулируем универсальные ценности и, проводя параллели с сегодняшним днём, планируем обозримое будущее.

17.05.2024 - 11:52

«Под лунным светом»

Так называется новая книга члена Союза журналистов России, члена Союза писателей России Исмаила Бейтуганова, только что увидевшая свет. В издание вошли поэтические произведения, написанные поэтом в разные годы – в них он говорит о любви к Родине и её нравственным истокам, воспевает природу родного края и людей труда, прославляет защитников Отечества.

16.05.2024 - 16:56

«Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой…»

В конце восьмидесятых он приехал в СССР и много гастролировал по стране. Одним из городов, в которых выступал Вилли Токарев, стала столица Кабардино-Балкарии.

16.05.2024 - 16:56

Писатели-юбиляры мая

1 мая исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева – фронтовика и писателя, попытавшегося рассказать правду о Великой Отечественной войне.  Кто-то идет по жизни легко и непринужденно, а кого-то судьба постоянно испытывает на прочность. Детство и юность Астафьева можно смело отнести ко второй категории.

16.05.2024 - 16:47

Говорили об искусстве, читали стихи

Сотрудники Мемориального дома-музея Кайсына Шуваевича Кулиева совместно с Обществом книголюбов КБР организовали мероприятие «Добрососедство и межкультурные коммуникации», участниками которого стали члены объединения любителей чтения вслух и валеологического клуба «Анна».