Музыкальная осень

Ни для кого не секрет, что осень считается одним из самых живописных времён года. Яркие краски и переменчивая погода служили источникам вдохновения для множества писателей, живописцев и, конечно же, композиторов. Ведь богатый арсенал инструментов не хуже кисти художника может передавать тончайшие оттенки настроения этого противоречивого времени года.
Начнём мы, пожалуй, с классических произведений. И тут первое что приходит на ум, – третий концерт знаменитого цикла Антонио Вивальди «Времена года». «Осень» состоит из трёх частей, передающих специфику каждого месяца этой поры такой, какой её видел итальянский композитор. Кстати, каждую часть концерта Вивальди сопровождал сонетом, и осень для него – время сбора урожая и охоты.
Привлекала смена времён года и Йозефа Гайдна – в его оратории осень предстаёт куда более мрачной, эдакой неумолимой предвестницей зимы, в отличие от жизнерадостных мотивов итальянского коллеги.
Не менее ярко ненастное время года раскрывается и в творчестве Петра Ильича Чайковского. Его «Осень» тоже состоит из трёх музыкальных пьес: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке». История создания цикла весьма интересна. К Чайковскому обратился владелец петербургского музыкального нотного ежемесячного журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард. Он попросил композитора написать двенадцать фортепианных пьес по готовым заглавиям, которые бы публиковались ежемесячно. Пётр Ильич согласился, хоть и счёл первые произведения цикла немного скучными. Издатель его мнение не разделил, и через год произведения уже вышли отдельным сборником к радости всех любителей музыки.
В XX веке тема времён года для композиторов не менее актуальна – наследником традиций, например, выступил аргентинский композитор Астор Пьяццолла, чья осень в чём-то созвучна произведениям Вивальди, но при этом представляет собой самобытный синтез зажигательного танго, джаза и сложнейших классических музыкальных построений.
А вот «Осень» Валерия Гаврилина совсем другая – в минорный, тоскливый музыкальный мотив органично вплетается бессмертное есенинское «Нивы сжаты, рощи голы…» – плачущее фортепиано сплетается с классическим женским вокалом, усиливая тоскливую атмосферу.
Очень ярко осенняя тема открывается в таком музыкальном направлении, как джаз. «Осенние листья» в исполнении Луи Армстронга – это произведение, полное сразу и тоски по ушедшему лету, и размышлений о ушедшей любви: здесь они сливаются воедино.
Если говорить о джазовых и блюзовых произведениях, то нельзя не упомянуть и классический джазовый стандарт, составленный Верноном Дьюком в 1934 году – знаменитая «Осень в Нью-Йорке» полюбилась многим исполнителям. Одной из самых запоминающихся версий композиции считается исполнение Фрэнка Синатры, однако не менее интересно звучат переложения Билли Холлидей, Бинга Кросби, Чарли Паркера. Тягучий мотив раскрывается по-новому, позволяя увидеть далёкий город, в котором многие из нас никогда не были, под совершенно новым углом.
И, конечно, осенние песни российских рок-музыкантов можно выделить в отдельную категорию. Одним из рекордсменов в этой области выступает Юрий Шевчук и группа «ДДТ» – дискография группы насчитывает как минимум пять композиций, связанных с этим временем года. Иронизировать над этим можно бесконечно, но «Последняя осень» и «Что такое осень» по-прежнему остаются композициями, как нельзя лучше передающими атмосферу этого времени года.
Не остался в стороне от осенней темы и Виктор Цой – его «Красно-жёлтые дни» никогда не исполнялись группой «Кино» на концертах, но композицию фанаты любят. Возможно, за не свойственный исполнителю лиризм и удивительное настроение.
Ещё одна примечательная песня – «Осень» Ольги Арефьевой и группы «Ковчег». Текст этой композиции – вольный перевод стихотворения Хосе Гонсалеса Корвальо.
На самом деле музыки, пропитанной осенней атмосферой, конечно же, гораздо больше – перечислить всё попросту невозможно, ведь в каждом жанре найдутся свои удивительные примеры. Это легко объяснимо, ведь каждый видит в этом времени года что-то своё.

Оксана СОКОЛОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

14.01.2022 - 17:55

Сохраняй и украшай родной язык

В центральной библиотеке Баксанского района состоялся литературно-музыкальный вечер «Сохраняй и украшай родной язык», приуроченный к 100-летию образования Кабардино-Балкарии и объявленному Году народного искусства и нематериального культурного наследия.

13.01.2022 - 13:01

Военная культура черкесов

В нальчикском издательстве Марии и Виктора Котляровых вышла книга Асланбека Марзея (А.С. Мирзоева) «Генезис и эволюция традиционной военной культуры черкесов (Средневековье – Новое время)». Изданная работа представляет собой первое в историографии комплексное исследование важнейшего пласта национальной культуры черкесов – военной.

27.12.2021 - 17:31

Художник, педагог и просветитель

В Национальном музее КБР состоялось открытие выставки народного художника РФ, академика Российской академии художеств, заслуженного художника КБР и лауреата Государственной премии Кабардино-Балкарии, основателя и руководителя Сибирской школы ксилографии, профессора Германа Паштова, приуроченной к 80-летнему юбилею автора. 

24.12.2021 - 17:02

Жизнь – мост

В нальчикском издательстве Марии и Виктора Котляровых вышла книга Бориса Шхагумова на кабардинском языке «ГъащIэр лъэмыжщ» («Жизнь – мост»). В неё вошли стихи, песни, миниатюры.

17.12.2021 - 18:07

Народный театр открыт для каждого

В русском драматическом театре им. Е.Б. Вахтангова в городе Владикавказе состоялся межрегиональный фестиваль-конкурс любительских театров «Маленькие трагедии на большой сцене», лауреатом которого стал Народный театр г. Нарткалы.