Фатима Аталикова, педагог дополнительного образования дворца творчества детей и молодёжи минпросвещения КБР, почётный работник общего образования РФ:
– В образовательно-воспитательном процессе в настоящее время задействовано достаточно большое количество субъектов, но сегодня хотелось бы обратить внимание на реальные возможности системы дополнительного образования, у которой есть все рычаги для быстрого реагирования не только на круг образовательных, развивающих запросов, но и на достаточно широкий круг запросов гражданского общества, частью которого является подрастающее поколение.
Сегодня, в век стремительного развития общественных процессов, в которых школьнику сориентироваться порой бывает очень сложно, одной из главных задач как общества в целом, так и системы образования в частности, является правовое воспитание детей и молодёжи. Знание своих прав, равно как и своих обязанностей, позволит самой уязвимой в плане негативного на него воздействия категории граждан избежать многих ошибок, не стать мишенью для террористических и экстремистских сообществ, различного рода мошенников и других асоциальных элементов, а также, что немаловажно, безболезненно социализироваться в обществе.
Исходя из собственного опыта работы в системе допобразования могу сказать, что дети с большим интересом впитывают всё, что касается вопросов права, развития гражданского общества. Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы правовой культуры», по которой я работаю, охватывает различные сферы жизни, регулируемые социальными нормами, содержит ответы по реализации гражданских прав. Программа насыщена конкретными советами, рекомендациями, положениями, которые помогут реализовать свои права в обществе при строгом соблюдении прав и свобод других людей. Именно это привлекает ребят, которые для обучения по программе дополнительного образования выбирают курс «Основы правовой культуры». Молодому слушателю импонирует, что полученные в ходе теоретического курса знания закрепляются на практических занятиях, где рассматриваются конкретные жизненные ситуации, в том числе предложенные самими ребятами.
Одна из основных тем, волнующих сегодня подростков, – это взаимоотношения в семье, права и обязанности родителей и детей. Это очень непростой вопрос. Проблема отцов и детей существует во все времена, но сегодня она приобретает всё более актуальное звучание. В век информационной лавины, обрушившейся на неокрепшее сознание детей и молодёжи, влияния извне, направленного на разрушение наших традиционных семейных ценностей, всё труднее родителям выстраивать отношения с детьми. Разбирая на занятиях конкретные конфликтные ситуации в семье, рассматривая их с различных ракурсов – правовых, морально-этических, – мы приходим к единственно правильному выводу. И это прочно закрепляется в сознании подростка, потому что этот вывод рождается в жарких дискуссиях, заставляющих каждого думать и делать логические выводы. Это всего лишь один пример, одно направление реализации представленной сегодня программы.
Основная задача нашего курса – наряду с правовым просвещением донести до подрастающего поколения, что в основе здорового гражданского общества лежит культура, в частности, правовая культура.
И здесь, без сомнения, не последнюю роль играет профессионализм педагога, умение выстраивать сотрудничество на основе взаимоуважения, истинное желание помочь ученику в преодолении сомнений и страхов, умение замечать талантливых детей и помочь им через различные конкурсы реализовать свои возможности.
Большее предпочтение при выборе конкурсов я и мои подопечные отдаём очной форме, так как именно на выступлениях и защите своей работы, на наш взгляд, проявляются слабые и сильные стороны как наставника, так и его ученика. Такими излюбленными площадками, на которых регулярно выступают мои воспитанники, стали конкурс «Моя законотворческая инициатива», проводимый Парламентом КБР, российский краеведческий турнир-конференция «Гостеприимный Кавказ» и другие, в которых они всегда занимают призовые места. Но главное даже не это – ребята обретают уверенность в себе, в своих силах.
В заключение хочу ещё раз обратить внимание всех участников образовательно-воспитательного процесса на практически безграничные возможности дополнительного образования. Оно не ограничено стандартами, в него вложен широкий спектр образовательных и воспитательных инструментов, которые при грамотном использовании дают превосходный результат, усиливают результаты деятельности системы общего образования в целом.