Отечественная классика на экране

Многие из нас не притрагивались к книгам Достоевского, Толстого и прочих авторов, входящих в школьную программу, со времён сдачи последнего экзамена. Однако эти произведения вдохновили немало наших и зарубежных режиссёров, и на свет появилось множество фильмов и даже телесериалов, переносящих действие со страниц книг на экран.

«Женитьба Бальзаминова» (1964)

Первоисточником для этой комедии служит трилогия Александра Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдёшь, то и найдёшь)». Режиссёр Константин Воинов мастерски сохраняет на экране фирменный юмор и стиль драматурга, добавляя ему кинематографичности, и это идёт фильму только на пользу. Отдельно стоит упомянуть звёздный актёрский состав фильма. Роль Миши Бальзаминова блестяще исполнил Георгий Вицин. В картине также можно увидеть Лидию Смирнову, Людмилу Гурченко, Жанну Прохоренко, Николая Крючкова, Нонну Мордюкову, Тамару Носову и Надежду Румянцеву. Талантливые актёры, яркие костюмы, натурные съёмки в Суздале на фоне памятников архитектуры – всё это выгодно выделяет комедию среди прочих экранизаций. История, полная неожиданных поворотов и искромётного юмора, завоевала любовь зрителей ещё в момент выхода картины и остаётся популярной, выдержав испытание временем.

«Анна Каренина. История Вронского» (2017)

Фильм Карена Шахназарова – вольная интерпретация знаменитого романа Льва Толстого, а также публицистической повести «На японской войне» и цикла «Рассказы о японской войне» Викентия Вересаева. Существует также расширенная восьмисерийная версия «Анна Каренина». Режиссёр намеренно сделал повествование нехронологическим, с двумя основными линиями сюжета. Начало фильма переносит нас в Китай, где в 1904 году во время русско-японской войны сын Анны Карениной встречает постаревшего Вронского и пытается выяснить, почему же его мать решила броситься под поезд. Однако самое интересное в этой истории не наличие двух сюжетных линий, а смещение фокуса с главной героини на Алексея Вронского, который выступает в качестве рассказчика, честно предупреждая, что правда у каждого человека своя. 

«Нос» (1977)

Экранизация одноимённой повести Николая Гоголя, снятая режиссёром Роланом Быковым, – весьма точный перенос литературного произведения на экран. Расхождения с оригиналом есть только в паре незначительных моментов и в финале. Такое бережное отношение к первоисточнику в наше время кажется удивительным. Несколько ролей, включая главную, в фильме исполняет сам режиссёр, блестяще с этим справляясь. Фильм воссоздаёт ту самую атмосферу, за которую многие из нас любят произведения Николая Гоголя: метко обрисованная автором действительность обретает чёткость благодаря едкой сатире и умению замечать незначительные, на первый взгляд, детали. 

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)

Фильм Никиты Михалкова имеет различия с сюжетом романа Ивана Гончарова, но при этом остаётся весьма удачной и интересной экранизацией. Возможно, за это стоит благодарить Олега Табакова, воплотившего образ Обломова так удачно, что большинство людей, посмотревших фильм, больше не могут представлять этого героя как-то по-другому. Не последнюю роль в восприятии фильма играет поэтичность и эстетика, которыми пропитан каждый кадр. Даже во время диалогов главных героев камера словно немного отвлекается, отъезжая назад и демонстрируя нам пасторальные пейзажи, гармонирующие с душевным состоянием бездельника, мечтателя и идеалиста Обломова. Ему уютно жить именно так – в удобном халате, не выходя из дома и состояния вечной прокрастинации на фоне размышлений, перескакивающих с одного на другое. Такая подача материала вкупе с талантливой актёрской игрой и интересным видением режиссёра помогают картине стать одной из самых запоминающихся работ Никиты Михалкова. 

«Война и мир» (1957)

Экранизация романа Льва Толстого – одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа и одна из самых масштабных в творчестве Сергея Бондарчука. Киноэпопея известна ценителям кино не только из-за великолепного актёрского состава и детально воссозданных костюмов, но и благодаря впечатляющим батальным сценам, применению технологий натурной съёмки, на тот момент новаторских. Работа над фильмом заняла шесть лет, и это, учитывая объём литературного первоисточника и внимание авторов картины к деталям, неудивительно. Кропотливый труд был щедро вознаграждён – в 1965 году «Войне и миру» присудили главный приз Московского международного кинофестиваля, в 1966 году он стал лидером советского кинопроката, а в 1969 году получил сразу «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1951)

История литературного произведения, благодаря которому появился этот мультфильм, известна каждому школьнику – Пушкин написал сказку для небольшого литературного поединка с Жуковским, используя в качестве основы популярный сюжет об уснувшей царевне. Мультипликационная экранизация знаменитого произведения горячо любима не только детьми, но и взрослыми за необычайную проработанность рисованных персонажей, красоту фонов и тёплое, внимательное отношение режиссёра Ивана Иванова-Вано к традициям русской сказки. Конечно же, фильму добавляет красоты и гармонии пушкинская строфа, знакомая каждому с детства. Это яркая, насыщенная мультипликационная работа, оставляющая после просмотра исключительно положительные впечатления.

«Мастер и Маргарита» (2005)

«Мастер и Маргарита» – книга, считающаяся одной из самых сложных для экранизации или постановки в театре из-за обилия деталей, персонажей и запутанных сюжетных линий. Телесериал Владимира Бортко, выпущенный в 2005 году, считается весьма неоднозначным. У него есть как почитатели, так и ярые противники, ругающие подбор актёров, реквизит, манеру съёмки и самого режиссёра. Однако все эти споры не отменяют того факта, что в момент выхода сериал имел огромной успех, несмотря на то, что его создатели обладали неимоверно скудным бюджетом. Такие высокие рейтинги другим отечественным проектам и не снились. Так что эта экранизация заслуживает быть просмотренной хотя бы один раз – ради великолепной Маргариты в исполнении Анны Ковальчук, Олега Басилашвили в роли Воланда, Александра Абдулова, сумевшего воплотить на экране просто замечательного Коровьева, и Александра Филиппенко в роли Азазелло. 

 

Оксана СОКОЛОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

23.06.2024 - 14:57

Беззаветная преданность Отчизне

В рамках проекта «Расскажи историю своей семьи», инициатором которого является фонд «Защитники Отечества», мы продолжаем делиться с читателями «КБП» историями героев спецоперации и их предков – участников Великой Отечественной войны. Сегодня мы расскажем о герое СВО Заурбеке Мазлоеве и его прадеде – Мухамеде Жабоеве.

22.06.2024 - 20:15

Подвиг длиною в 40 секунд

Сегодня программа «Лидерство в медицине» и тренинг «Управленческий минимум» начались с минуты молчания. 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в нашей истоии - День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны. 

22.06.2024 - 13:03

От слова «Родина» захватывает дух

Пётр Прохорович Цибин родился 17 июня 1926 года в селе Кириловка Башкирской СССР Белебеевского района. В 1943 году был призван на фронт, где получил первое воинское звание и должность рядового разведчика-топографа.

22.06.2024 - 12:57

Любовь к Отечеству передалась по наследству

Династия защитников Отечества – от Великой Отечественной войны до спецоперации на Украине – Жибрил Зуберович Холаев и его внучатый племянник – Тауби Ибрагимович Кучменов.

22.06.2024 - 10:34

В Кабардино-Балкарии прошла акция «Свеча памяти»

С этих строк двадцать второго июня, в День памяти и скорби, ровно в четыре часа у мемориала «Вечный огонь славы» в Нальчике началась международная добровольческая гражданско-патриотическая акция «Свеча памяти». Здесь из зажжённых свечей была выложено число «83» – столько лет прошло с момента начала Великой Отечественной войны.