В последнее время участились случаи кибермошенничества – преступлений, целью которых является причинение материального или иного ущерба путём хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли). Причём, попадаются на эту уловку и образованные люди среднего возраста, и пенсионеры, и молодые.
Во всех случаях преступники действуют примерно по схожим сценариям – жертва получает сообщение в социальной сети, мессенджере, по электронной почте или ей звонят по телефону и злоумышленник обращается к человеку, используя имя и отчество, демонстрирует, что осведомлён о других личных данных, чтобы вызвать доверие. В процессе общения мошенники могут запрашивать различную конфиденциальную информацию, принуждать человека совершать противоправные действия в пользу злоумышленников.
Разобраться в психологических тонкостях этого процесса поможет кандидат психологических наук, практикующий психолог с 40-летним стажем Даниял Ногеров.
- Есть такая наука, которая называется социальная инженерия, - объясняет Даниял Татуевич. – Она, скажем так, берёт закономерности самооценки, особенности человеческой личности (возрастные, ментальные, профессиональные, индивидуальные), и, анализируя эти особенности, находит механизм манипулирования. К примеру, пенсионеры. Вроде бы большой жизненный опыт, но всё-таки, их волнуют такие установки, как ожидание какого-то блага со стороны государства, повышения пенсии, или же они испытывают тревогу, боязнь инфляции и так далее. И среди этих ожиданий человек всегда лелеет надежду на неожиданное благо. У людей этой категории такая психика. И в зависимости от степени эмоциональности, материальной обеспеченности, уверенности в себе, человек, так или иначе, становится чувствительным к этим сценариям социальной инженерии. Вариант первый: ему предлагают «неожиданные блага» со стороны государства. В большинстве случаев, люди на это реагируют бурно и доверительно, хотя это обман. Или же ему говорят о том, что надо материально помочь родственнику, который попал в беду. На это тоже человек обязательно будет реагировать. Учитывая особенности той или иной личности, ему дают соответствующую «наживку».
- Можно ли сопротивляться в таких случаях и, главное, как? Как уйти из-под действия подготовленных людей-мошенников?
- Важна просветительская работа – самая разная. Существуют фундаментальные правила, которые помогают избежать неприятностей, связанных с кибермошенничеством: никому и никогда не сообщать ПИН-код карты; выучить его наизусть либо хранить отдельно от карты и не в бумажнике; не передавать карту другим лицам – все операции с картой должны проводиться на ваших глазах; пользоваться только банкоматами, не оборудованными дополнительными устройствами; по всем вопросам советоваться с банком, выдавшим карту; насторожиться, если от вас требуют немедленных действий или представляется чрезвычайная ситуация. Практика показывает, что этого бывает недостаточно. Мне представляется, что нужно заключать соглашение между гражданином и юридическим лицом, о том, что без личного присутствия человека, банк не может совершать каких-либо финансовых действий с его счётом, и за любое действие человека по телефону банк ответственности не несёт. Может быть, это и оговаривается в договорах, но написано очень мелким шрифтом и этой части соглашений не уделяется достаточное внимание этой части соглашения. Человек устроен так, что у одних более развита фотографическая память, другие лучше воспринимают информацию на слух. И если жертва где-то когда-то видела, что в соглашении было выделено жирным и большим шрифтом, что за распространение физическим лицом своих данных банк ответственности не несёт, она начнёт размышлять и сопротивляться мошенникам. Такие меры защиты населения от кибермошенничества, как беседы, тренинги, распространение листовок и брошюр работают неэффективно и не долгосрочно. Во-первых, всех не охватишь. Во-вторых, это очень затратное дело. А что реально работает – это официальный документ от банка с подписью и печатью директора.
- Много случаев, когда жертвы мошенничества не рассказывают о случившимся из- за чувства стыда. Что бы вы, как психолог, порекомендовали таким людям?
- Потеря денег – это только часть той травматизации, которой подвергаются жертвы финансовых мошенников. Гораздо страшнее деструктивное воздействие произошедшего на личность. Попав в такую ситуацию, люди часто испытывают сильные эмоции, которые могут быть разрушительны для психики, это влияет на самооценку и отношение к себе. Жертвы мошенничества испытывают огромное чувство стыда, вины, часто не хотят, чтобы об этом узнали родные, близкие, коллеги и друзья. И последствия обмана могут длиться в течение многих лет. Чтобы не застрять в травме, важно обращаться за помощью – к родным и специалистам. Это позволит быстрее пережить стадию горя и утраты, восстановить самоуважение и свою целостность, избавиться от самокритики и принять себя. Отдав деньги мошенникам, жертвы, как правило, находятся в состоянии аффекта. И чтобы помочь себе, первым делом следует справиться с эмоциями. Можно выпить воды и сделать дыхательную гимнастику. Серия глубоких вдохов и выдохов поможет успокоить нервную систему. Хорошо снимает тревогу физическая нагрузка. Тут основная задача – вернуть эмоциональное равновесие и способность мыслить рационально, чтобы совершить нужные действия, например, позвонить в банк и заблокировать карту. Не стоит держать то, что случилось, в себе, скрывать этот травматичный опыт и пытаться выплыть самостоятельно. Это усугубляет эмоциональное состояние и разрушает человека изнутри. Важно признать, что не всегда возможно справиться с ситуацией, опираясь исключительно на свой ресурс, и рассказать родным и близким о том, что произошло. Когда люди делятся своими эмоциями и переживаниями, это помогает им снизить стресс и тревогу.
- Рассмотрим ситуацию, когда потенциальной жертве позвонили мошенники и сообщили, что близкий родственник попал в ДТП, и нужно срочно перевести некую сумму на предлагаемый счёт, чтобы спасти его. Что в этой ситуации надо сделать в первую очередь, чтобы опомниться?
- В таких случаях человек впадает в панику, спешит на помощь родственнику и крайне уязвим для мошенников. Но есть один простой и очень действенный метод – обязательно взять тайм-аут. В течение получасовой паузы эмоции проходят, когнитивные способности (навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире) восстанавливаются, включается защитный механизм, и он начинает проверочные действия. Именно эту спасительную паузу и нужно включить в рекомендации по профилактике кибермошенничества.