Музыка – это замечательное лекарство от неурядиц и стрессов, сопровождающих нашу жизнь. Педагог-музыкант счастлив от того, что может подарить людям красоту и хоть на миг заставить их забыть о неудачах и проблемах. Это один из стимулов для дальнейшей работы в качестве учителя музыки для Бэллы Кожаевой. Эрудированный, интересный и общительный специалист в профессии 23 года, и ни на минуту она не пожалела о своём выборе. После окончания школы Бэлла знала, что свяжет свою жизнь с музыкой, поэтому поступила в 1983 году в нальчикское музыкальное училище на отделение теории музыки по специальности «Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин» и окончила его с отличием. Трудовую деятельность она начала в 1988 году в детском саду «Мадина» г. Терека музыкальным руководителем. С 2009 года Кожаева была преподавателем теории музыки в городской музыкальной школе. Бэлла Биляловна с отличием окончила факультет культурологии Северо-Кавказского государственного института искусств. – Бэлла Биляловна, для чего детям изучать музыку? Должна ли она быть обязательным предметом в школе? – Для меня этот вопрос равнозначен вопросам «Зачем дышать?», «Зачем любить?», «Зачем жить?». Сама музыка легко на него отвечает: «Нам песня строить и жить помогает», «Верни мне музыку, без музыки тоска» и тысячами подобных строк. Дети порой чувствуют и воспринимают музыку лучше взрослых. И мы учим детей чувствовать красоту, которую дарит музыка, понимать её смысл. Знакомим с выдающимися музыкантами и произведениями. Музыка должна быть таким же обязательным предметом в школах, как математика или литература – как все, которые необходимы для обучения и воспитания современного гражданина государства. Я вижу школьную программу в образе бриллианта: каждая грань (школьный предмет) должна быть тщательно отшлифована. Только тогда он станет по-настоящему ценным. – Как научить детей любить музыку? Всем ли доступно её понимание? – Личным примером. Уже в утробе матери ребёнок слышит звуки. Что слушает мама, что поёт, – всё воспринимает младенец. Это и создаёт его будущую личность. В школе моя задача – сформировать тот нравственный стержень души, который будет всю жизнь определять и музыкальный вкус, и стилевые приоритеты. Понимать музыку могут все. – Какими качествами должен обладать учитель музыки? – Во-первых, учитель музыки должен быть хорошим музыкантом, отлично владеть теорией и историей, уметь донести свои знания до детей в увлекательной и доступной форме. Во-вторых, нужно любить детей. В-третьих, учителю просто необходимо найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, помочь ему раскрыться, поэтому здесь пригодятся знания в области психологии. Учитель музыки, как и любой другой педагог, должен быть образованным, добрым, терпеливым, объективным, музыкально уравновешенным. Ему необходимо всегда помнить о том, что научить детей понимать и любить музыку может лишь тот, кто сам её любит, умеет показать и донести эту любовь другим. Самое главное в работе с детьми – понять ребёнка! Очень важно найти правильный подход к каждому ученику, раскрыть индивидуальность, не «задавить» его своим авторитетом. Необходимо подавать правильный пример, ведь большинство ребят стараются быть похожими на своего педагога. Никакой нотной грамотой нельзя заменить дружбу педагога с учеником! – Насколько важно музыкальное образование в развитии человека? – На мой взгляд, дети, любящие и понимающие музыку, умственно более развиты. Пребывая в атмосфере музыки, ребёнок имеет возможность развиваться разносторонне, повышается познавательная активность, совершенствуется интеллект, эмоциональная сфера. Занимаясь на музыкальных инструментах, человек приучается к ежедневному труду, воспитывает силу воли и терпение. – Каковы ваши музыкальные предпочтения? – Разные: джаз, классическая, эстрадная, народная музыка, рок, бардовская песня, шансон. Главное, чтобы музыка трогала сердце и радовала душу. – Вы можете представить себя в другой профессии? – Учить музыке, дарить людям праздник, создавать хорошее настроение не менее важно, чем, скажем, печь пироги или класть кирпичи. Поэтому моё призвание – культработник.