Одушевлённое имущество

Гибель домашнего животного может являться основанием для возложения на виновного обязанности компенсировать моральный вред за нарушение личных неимущественных прав владельца животного.
К такому выводу пришёл Верховный суд РФ по делу Евдокии Б., которая обратилась в суд с иском к Аслану В. о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Он, управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, совершив на пешеходном переходе наезд на её собаку, переходившую с ней дорогу. От полученных травм животное погибло.
Истица отмечала, что собаку ей подарил сын, который живёт на Дальнем Востоке и приезжает нечасто. Смертью любимого питомца, к которому она была эмоционально привязана, ей причинены глубокие нравственные страдания. И речь не о высокой цене этой породы собак, а именно об утрате ставшего родным живого существа.
Решением суда первой инстанции исковые требования Евдокии Б. удовлетворены частично – моральный вред оценили в 50 тысяч рублей. Суд апелляционной инстанции оставил это решение без изменения. Кассационный суд общей юрисдикции направил дело на новое рассмотрение. Новый суд апелляционной инстанции отменил решение суда, указав, что животные в силу закона признаются имуществом (статья 137 ГК РФ), а следовательно, гибель собаки является причинением истцу именно имущественного вреда, в связи с чем требование о компенсации морального вреда, основанное на причинении именно материального ущерба, удовлетворению не подлежит. Кассационный суд общей юрисдикции согласился с этими выводами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации признала выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о недопустимости компенсации морального вреда, причинённого гибелью животного, основанными на неправильном толковании норм материального права. Законом охраняются как имущественные права человека и гражданина, так и его неимущественные права и принадлежащие ему нематериальные блага. Закрепляя в части 1 статьи 151 ГК РФ общий принцип компенсации морального вреда, причинённого действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, законодатель не установил каких-либо ограничений в отношении действий, которые могут рассматриваться как основание для такой компенсации. В постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу» разъяснено, что гражданский иск о компенсации морального вреда может быть предъявлен по уголовному делу в тех случаях, когда вред причинён потерпевшему преступными действиями, нарушающими его личные неимущественные права: например, право на неприкосновенность жилища, частной жизни, семейную тайну, авторские и смежные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и другое). Из приведённых положений закона и актов его толкования следует, что при посягательстве на имущественные права гражданина могут одновременно нарушаться и его неимущественные права и принадлежащие ему нематериальные блага.
Распространяя на животных общие правила об имуществе, положения статьи 137 ГК РФ, тем не менее, отличают их от прочего имущества, устанавливая, в частности, запрет на жестокое отношение, противоречащее принципам гуманности, подчёркивалось в решении ВС РФ. Кроме того, за жестокое обращение с животными установлена и уголовная ответственность в соответствии со статьёй 245 УК РФ. Из этого следует, что запрет на жестокое обращение с животными, содержащийся как в уголовном, так и в гражданском законодательстве, направлен не на охрану имущества как такового, а на охрану нравственности. Применение законодателем по отношению к животным таких категорий, как жестокость, нравственность, гуманизм, свидетельствует о том, что при определённых обстоятельствах гибель животного причиняет его владельцу не только имущественный вред, но и нравственные страдания, в частности, в силу эмоциональной привязанности, психологической зависимости, потребности в общении, что не исключает возложения на причинителя вреда обязанности компенсировать не только имущественный ущерб, но и моральный вред. На новом слушании дела исковые требования Евдокии Б. были удовлетворены, с виновного в гибели животного взыскали 100 тысяч рублей.

Зинаида МАЛЬБАХОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

24.05.2024 - 16:27

Полиция сообщает

Сотрудники управления МВД России «Нальчик» в очередной раз провели разъяснительную беседу с гостями и жителями курортной зоны города. 

23.05.2024 - 15:17

Единственное жильё

Можно ли в счёт долга забрать единственное жильё?

23.05.2024 - 14:17

Полиция сообщает

Выясняют обстоятельства ДТП 22 мая в 5 утра в Чегеме произошло дорожно-транспортное происшествие с участием грузового автомобиля ГАЗель и легкового автомобиля «Лада Приора».

23.05.2024 - 14:15

Прокуратура сообщает

Не платил алименты Старший помощник прокурора города Баксана Мухтар Малкандуев поддержал государственное обвинение по уголовному делу П. Общая сумма его долга по алиментным платежам превысила 880 тысяч рублей. Суд, согласившись с позицией государственного обвинителя, назначил П. наказание в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием 5% из заработной платы в доход государства.

22.05.2024 - 15:38

Пенсионные недочёты

В системе начисления пенсий постоянно происходят разнообразные изменения, проследить за которыми бывает физически невозможно. Как могут искажать данные пенсионеров при начислении пенсий и как избежать негативных последствий?