Пространство прозы Сакинат Мусукаевой

В Государственном концертном зале прошли чтения книги «Когда летаешь, нельзя бояться» и встреча с её автором, членом Союза писателей России, поэтом, прозаиком и журналистом Сакинат Мусукаевой.
Подобные чтения, посвящённые творчеству авторов республики, Общество книголюбов Кабардино-Балкарии проводит еженедельно в своём здании на ул. Кабардинской, 17. В этот раз не только сменилась площадка, но также расширился формат. Участники чтений могли обсудить произведения Сакинат Мусукаевой не только между собой, но и получить обратную связь от автора. Подобный формат встреч можно увидеть не так часто. Как отметила руководитель исполкома совета Общества книголюбов КБР Наталья Шинкарёва, обычно мы читаем вслух детям либо внукам, а вот друг другу – практически никогда. Однако в этом есть какая-то особая магия – ведь каждый чтец проговаривает авторские строчки с самыми разными переживаниями. В этот раз, как метко отметила Наталья Петровна, участники чтений уподобились оркестру, а в роли дирижёра и композитора выступила Сакинат Азноровна.
Книга «Когда летаешь, нельзя бояться» была издана в прошлом году в рамках проекта «Местоимения» АСПИР в Москве. В неё вошла проза автора в переводе с балкарского на русский язык. Для Сакинат Мусукаевой это был очень важный шаг – в литературной среде она больше известна как поэт. Однако её проза заслуживает не меньшего внимания, а предисловие к книге написала Наталья Шинкарёва. Судьбы персонажей и замечательный авторский слог тронули сердца всех, кто прикоснулся к её творчеству.
Во встрече приняли участие член Союза писателей России, народный поэт КБР Муталип Беппаев, и.о. председателя Союза журналистов КБР Разият Шаваева, поэт, директор дома-музея Марко Вовчок Энесса Лажараева, бард, художник и архитектор Азнор Сарбашев, главный редактор детского журнала «Солнышко», поэт и прозаик Дарья Шомахова, сотрудник журнала «Минги Тау» Исмаил Бейтуганов, представители Общества книголюбов КБР и валеологического клуба «Анна». Читали рассказ «Туда пропускают только тех, чья очередь подошла». В небольшом в общем-то произведении отражена целая жизнь главной героини, которая живёт в непростое время: сначала мирное существование омрачает Великая Отечественная война, а чуть позже – депортация. Разлука с родиной оказывается долгой – в Кабардино-Балкарию она возвращается только в самом конце жизни. История необыкновенно живая – Сакинат Мусукаева мастерски рисует картины человеческого бытия, рождая в читателе острое чувство сопереживания.
Автор тепло поблагодарила всех собравшихся за внимание к её книге, отметив, что для любого писателя очень важно:
– Рассказ, который вы прочитали, на балкарском языке, наверное, звучит немного по-другому. Но люди с такой судьбой были и есть. Я очень долго думала о том, почему после реабилитации нашлись люди, которые остались в Казахстане. На самом деле у каждого из них была своя причина. Но тоска по родине не покидала их никогда.
Рассказала Сакинат Азноровна о том, как рождаются идеи разных произведений, что её вдохновляет. Как правило, это сама жизнь, реальные истории и люди. Впрочем, те, кто читал книгу, уже знают, что в её творчестве есть место и для работы с фольклором и эпосом. На обсуждении прозы разговор не остановился – у участников была возможность послушать ещё и стихи автора. Их Сакинат Мусукаева также читала в переводе на русский язык.
После чтений участники поделились впечатлениями – проза Сакинат Мусукаевой растрогала каждого. О высоком уровне авторского мастерства говорили представители писательского сообщества. Муталип Беппаев также вспомнил о проходивших в КБР совещаниях молодых писателей и зачитал слова Кайсына Кулиева о творчестве Сакинат Мусукаевой.

Оксана СОКОЛОВА. Фото Артура Елканова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

15.04.2024 - 15:15

Культура республики возрождалась после войны

В апреле 1946 года из Москвы в Нальчик прибыл композитор С.Н. Ряузов. Он планировал совершить творческую поездку по республике, чтобы к 25-летию автономии написать несколько музыкальных произведений для местного ансамбля песни и пляски и симфонического оркестра.

15.04.2024 - 15:11

Гильотины для мобильных телефонов

Внутренний монолог

13.04.2024 - 20:11

Монолог на чистом черкесском

Спектакль «Зверь» породил технических вопросов, пожалуй, больше, чем прочие. Во-первых, он тяжёл для исполнителей ролей чисто физически, потому что надо очень долго изображать людей, покалеченных ядерным апокалипсисом.

09.04.2024 - 15:25

Писатели-юбиляры апреля

1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

09.04.2024 - 14:32

Неласковый, не нежный «Зверь»

Спектакль «Зверь» пермского театра «У моста» оставил нальчикского зрителя совершенно измочаленным морально. Как всегда, для его же, зрителя, пользы.