Боевой лётчик из Аушигера

Кубати Локманович Карданов родился в июле 1917 года в селении Догужоково (ныне Аушигер). В 1935 году, окончив педагогическое училище в Нальчике, работал учителем в селении Урвань, заведовал школой в родном селе, был инспектором Кабардино-Балкарского отдела народного образования. Здесь, в Нальчике, начал посещать республиканский аэроклуб.
В Красную Армию Кубати призвали в 1939 году. Через год окончил Качинскую авиационную школу лётчиков. С первых дней войны принимал участие в боевых действиях. К июню 1943 года служил заместителем командира 88-го истребительного авиаполка 229-й авиадивизии 4-й воздушной армии на Северо-Кавказском фронте. 
Капитан К.Л. Карданов совершил более 700 боевых вылетов. В 90 воздушных боях лично сбил 17 и в группе 12 вражеских самолётов.
24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Приведём один из эпизодов воздушного боя лётчика, описанный в многочисленных книгах о нём.
Пасмурным осенним днём Карданов повёл лётчиков в район Керчи прикрывать сухопутные войска. Истребители были ещё далеко от цели, когда по радио с командного пункта передали:
– Южнее Керчи шестёрка «мессеров» атакует нашего разведчика. Спешите на выручку!
Кубати только что получил новенький самолёт с мощным мотором и, дав полный газ, заметно вырвался вперёд. Товарищи поотстали, но он продолжал идти вперёд на полной скорости. И скоро увидел впереди по курсу характерный двухкилевой контур «Петлякова», который, маневрируя, отбивался от наседавших вражеских пилотов. Видимо, немцам сообщили с земли о приближении советских истребителей, потому что «мессеры» разделились: четыре повернули им навстречу, два продолжали преследовать разведчика.
Карданов успел проскочить мимо четвёрки и пошёл в атаку на ту пару. Сходу, дав несколько точных очередей, он сбил ведомого. Второй свечой взмыл вверх. Кубати рванулся за ним и уже поймал в прицел, как вдруг ощутил всем телом сильнейший удар. Он мгновенно повернул голову: сзади совсем близко, почти в упор по нему стрелял «мессер». Новым ударом самолёт бросило в сторону, снаряд разорвался где-то у самой кабины. Левая рука бесчувственно повисла плетью.
Собрав все силы, Карданов ввёл самолёт в отвесное пике и стал резко менять направление, благо машина по-прежнему его слушалась. Она неслась вниз, точно сбитая, и только у самой земли на огромной скорости, вырванная волей лётчика из падения, ожила, выровнялась.
Набухал кровью комбинезон, тёмная пелена волнами накатывала на глаза, но он, стиснув зубы и не теряя самообладания, всё так же, на бреющем полете, вёл самолёт к своему аэродрому. И привёл. Из кабины лётчика пришлось вытаскивать: теперь, на земле, силы его оставили.
На другой день в полевом госпитале Карданова разыскал штурман с Пе-2.
– Пришёл поблагодарить от всех, от всего экипажа.
– Зачем громкие слова? Зачем благодарить? – прервал его Кубати.
– Но вы же спасли нам жизнь. И пролили кровь за нас.
– Это долг, а ещё лучше сказал поэт: высшая честь! 
Он был очень бледен от потери крови, говорил тихо, но с той спокойной уверенностью, которая всегда отличает сильного человека.
Лечение между тем затянулось. Сустав левой руки был перебит. Кубати переводили из одного госпиталя в другой, месяц проходил за месяцем, а рука по-прежнему не действовала. Через полгода с лишним Карданов оказался в Главном военном госпитале. И здесь врач, осмотревший его, снова осторожно завёл разговор о том, что руку не вернёшь, последствия могут возникнуть самые тяжкие, и нужно решиться на ампутацию.
– Я должен летать, – упрямо повторял Кубати.
Консилиум лучших медицинских специалистов помог определить новый метод лечения. Постепенно рука начала восстанавливаться. И наступил день, когда тот же лечащий врач твёрдо сказал:
– Рука будет жить. Только придётся её долго тренировать.
– Я готов на всё, – ответил летчик.
После войны Кубати Карданов продолжил службу в ВВС страны. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1961-м – Военную академию Генерального штаба. В 1975 году генерал-майор авиации К.Л. Карданов вышел в отставку. 
Кубати Карданов награждён тремя орденами Ленина, тремя Красного Знамени, двумя Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. В честь героя была выпущена почтовая карточка СССР. Он автор книги воспоминаний «Полёт к победе». Список известных подвигов летчика Карданова опубликован в книге американских авторов Томаса Полака и Кристофера Шоурса «Асы Сталина». 
Кубати Локманович Карданов ушёл из жизни 13 мая 2011 года в Москве в возрасте 95 лет.
 

 

Подготовил Шамиль ЧЕЧЕНОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

17.05.2024 - 11:51

«Начинаются проверочные испытания…»

Период послевоенного восстановления общеобразовательных школ в нашей республике был весьма непростым, и проблемы оказались связаны с преодолением самых разных трудностей, и не только материальных.

16.05.2024 - 16:55

Походники, райдеры и восходители встречаются в мае на Эльбрусе

Для Приэльбрусья май – уникальный период, когда в горах можно заниматься сразу несколькими видами активностей. Более 43 тысяч человек выбрали курорты под управлением «Кавказ.РФ» для отдыха на длинные майские выходные - с 28 апреля по 12 мая.

16.05.2024 - 16:53

Союзмаш: весенняя «Неделя без турникетов»

В ходе весеннего этапа Всероссийской акции «Неделя без турникетов» Союза машиностроителей России 3,5 тысячи студентов из Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Чеченской Республики познакомились с работой нальчикского завода «Телемеханика».

16.05.2024 - 15:55

Госпаблики – ресурс для обратной связи и информирования жителей

Сегодня любой житель Кабардино-Балкарии может буквально в два клика найти официальные госпаблики органов власти в ВК. В них представлены сообщества региональных и муниципальных органов власти, министерств, подведомственных им организаций и бюджетных учреждений – больниц, поликлиник, детских садов, школ, домов культуры и т.д. 

16.05.2024 - 14:45

Воздушные шары вредят природе

Приближается время выпускных линеек и вечеров как в детских садах, так и в школах. Для того чтобы сделать этот праздник запоминающимся и символичным, ежегодно в России используют миллионы воздушных, гелиевых, огненных и светошаров.