Он сам был правдой

Первый просветитель, создатель новой балкарской письменности, народный поэт, этнограф и философ Саид Османович Шахмурзаев родился 10 марта 1886 года. Местом его рождения было высокогорное селение Верхний Чегем (балкарское название Эль-Тюбю).
Получив начальное духовно-религиозное образование в селе у местного эфенди Ахмата Шаваева (Шавай-хаджи), Саид отправился в Карачай. Медресе стало для него следующей точкой отсчёта. Там он изучал Коран и выучил его, как свидетельствовали современники, наизусть. Пройдя далее все центры мусульманского и светского образования – от школы в чегемском Эль-Тюбю, Актопраке до Кёнделена, Учкулана, Ногая (Эркин-Шахара), Буйнакска, Кизляра и Симферополя (педтехникум), Саид приобрёл не только знания, но и духовную мудрость.
Результатом его образования стало знание многих языков и культур. Так, Саид стал не только хафизом (знающим наизусть Коран), но, обладая феноменальной памятью, в совершенстве изучил арабский и турецкий языки. Его знания позже стали опорным фундаментом для изучения латинского, немецкого и английского языков, о чём в книге «Была зима» писал Кайсын Кулиев.
Получая образование, Саид Османович начал писать стихи, и первое своё произведение напечатал в Баку в 1916 году. В Азербайджане он навещал Ханифу Абаеву, дочь Балкарии,  жену азербайджанского общественного деятеля Гасанбека Меликова (Зардаби). Саид всегда с благодарностью вспоминал, как Гасанбек и Ханифа приняли его в своём доме и помогли опубликовать в журнале стихотворение. «Если бы Гасанбек и Ханифа мне тогда не открыли дорогу в поэзию, я, наверное, не стал бы дальше сочинять стихи», – вспоминал Саид. Гостеприимные хозяева подарили ему чернильницу с пожеланиями писать и просвещать. Наверное, это был ещё один импульс для того, чтобы Саид стал первым просветителем своего народа.
В конце 50-х, собирая образцы фольклора, Саид  Шахмурзаев ездил по населённым пунктам. Бывая в Кёнделене, останавливался в доме своего друга Ибрагима Эфендиева, отца профессора Салиха Эфендиева. По воспоминаниям Салиха Эфендиева, Саид ему дал наставления: «Салих, ты должен поехать в Баку, найти материалы и описать жизнь Ханифы Абаевой. Она была женой азербайджанского просветителя Гасанбека Меликова и сама занималась просветительской деятельностью.  Если это сделаешь, считай, что ты выполнил свою миссию перед народом и наукой». Позже Салих Ибрагимович исполнил просьбу.
В 1924 году Саид Османович начал основную просветительскую деятельность. Первым  шагом было составление балкарского алфавита. Саид его составил на основе латиницы, на турецкий манер. Этот алфавит хранится в Госархиве КБР. Позже алфавит был упразднён, и вся советская страна перешла на кириллицу.
Тогда же Саид Османович составил первый балкарский букварь на кириллице и заложил основы балкарской письменности. По этому букварю учились читать и писать все дети и взрослые балкарских селений. Сам же Саид в двадцатых годах первым открыл на территории Балкарского округа светскую образовательную школу. Саид вспоминал трудности, с которыми ему пришлось столкнуться. Денег на учебники и школьное оборудование не было. Столы и стулья собирал по домам. Обходил родителей, разъяснял, что детям нужно учиться. Ездил по всем ущельям Балкарии и занимался открытием советских школ.
Сегодня есть разные мнения о том, кто первым начал просвещение балкарского народа. Изданы труды, приводятся фамилии и имена прогрессивных и очень значимых для балкарцев людей. Безусловно, просвещением народа можно считать и то, что князья и богатые балкарцы отправляли своих детей на учёбу в Нальчик, Петербург, Тифлис. Безусловно, областью просвещения является издание своих трудов, открытие юридических кабинетов и прочее. Но всё-таки просветитель – это человек, занимающийся просвещением не только близких, а всего народа в массовом понимании, распространением знаний.
Для Балкарии этим человеком в широком и полном понимании слова стал именно Саид Османович Шахмурзаев, который впервые создал балкарскую письменность, открыл первую светскую школу, первым принял массово учеников и научил читать, писать, считать и современно думать. Саид обучал и подготовил первую волну балкарской элиты. Среди его наиболее известных воспитанников были Герой Советского Союза Алим Байсултанов, генерал-майор бронетанковых войск Хаким Деппуев.
Насколько он был значимым человеком, говорит то, что к нему в Верхний Чегем не раз наведывался первый секретарь Кабардино-Балкарской автономной области Бетал Калмыков. Как правило, он приезжал один, без сопровождения. Вместе с Саидом Османовичем они ходили на реку и ловили форель. После жарили на костре, который разводил мой отец Юрий Саидович. Разговаривали с глазу на глаз. Юрию запрещалось подходить к старшим во время разговора. О чём беседовали, Саид никогда не рассказывал. После рыбалки Бетал Эдыкович пару раз ночевал в доме Саида.
В период составления Большой советской энциклопедии на страницы этого самого авторитетного энциклопедического издания СССР из Кабардино-Балкарии попал именно Саид Османович. Вот как о нём написано в БСЭ:
«Шахмурзаев Саид Османович (р. 26. 2 (10. 3). 1886, с. Элтюби Чегемского района Кабардино-Балкарской АССР), балкарский советский поэт. В 1929 г. окончил Крымский педагогический техникум. С 1924 по 1958 год на педагогической работе, в 1939-41 гг. – заместитель наркома просвещения Кабардино-Балкарской АССР. Печатается с 1916 г. В агитационно-публицистических стихах 30-х гг. Ш. пишет о строительстве новой жизни. Автор сборников стихов «Зурна» (1957), «Знайте растения» (1960), «Друзьям» (1966), «Ветер времени» (1967) и др. В 1965 опубликовал повесть «На заре» – о соратнике С. М. Кирова балкарце С. Калабекове. Ш. составил в 1929 г. балкарский букварь, в 1970 г. выпустил «Балкарский топонимический словарь» (совместно с Дж. Коковым). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч.: Назмула, Нальчик, 1961; Таулуну календары, Нальчик, 1970; Ол ёмюрледе, Нальчик, 1973». (Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия 1969-1978.).
С. Шахмурзаев активно сотрудничал с краеведческим кабинетом Ленинского учебного городка, где были собраны интересные материалы о прошлом коренных народов республики, её истории, этнографии и фольклоре. «В 1970 году автору этих строк посчастливилось познакомиться с программой С. Шахмурзаева по составлению этнографической карты Кабардино-Балкарии, куда включены вопросы относительно времени образования населённых пунктов, истории их застройки, первых семей, патрономий и фамилий, количество дворов, расположения усадеб, хозяйственных построек и многое другое», – пишет профессор А. Мусукаев. К сожалению, эта рукопись, представляющая бесспорную ценность, так и осталась неопубликованной.
Саид был самым активным организатором и участником археологических экспедиций по Кабардино-Балкарии.
В 1929 году уехал учиться в Крым, где получил  педагогическое образование в техникуме. Тогда в стране было всего пять или шесть университетов. Учёба в техникуме была весьма почётной привилегией самых передовых строителей социализма.  Он блестяще окончил учёбу и продолжил просветительскую работу в Ленинском учебном городке Нальчика. Это учебное заведение было главной и единственной в республике фабрикой советских кадров. Здесь преподавали и учились лучшие из лучших.
Вернулся директором родной школы в Верхний Чегем, был заведующим отделом районного образования.
В селе и районе Саид  проработал до 1939 года, ему сообщили о том, что нужно  ехать в Москву на награждение. В Кремле группу педагогов со всей страны награждал лично Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин. Саид Османович вспоминал: «Когда произнесли: «За особые успехи в просвещении трудового народа наградить отличника народного образования СССР Саида Османовича Шахмурзаева орденом Ленина», у меня пересохло в горле».
Как вспоминают дети Саида, он эту историю с награждением в Кремле всегда вспоминал с придыханием. Калинин, видимо, заметил волнение Саида и, прикрепив орден к лацкану пиджака, похлопал просветителя по плечу со словами: «Молодец, Саид! Партия на тебя надеется. Будешь в Москве, заходи».  По приезде в Нальчик в обкоме партии его долго расспрашивали об этой поездке. Потом тут же предложили место заместителя наркома просвещения КБАССР. Он согласился. В 1961 году ему было присвоено звание «Заслуженный учитель школы КБАССР».
С Али Шогенцуковым они были соседями и быстро подружились. Почти каждый вечер после работы пили чай с сахаром, когда, конечно, таковой был в наличии. К компании Саида Османовича и Али Асхадовича присоединялся и кабардинский просветитель Нури Цагов. Он очень дружил с Саидом. Когда Нури Цагова арестовали, Саид очень переживал за судьбу друга. Потом и Али пропал на фронтах войны.
Когда началась война, местный военком шесть раз призывал Саида на фронт, и столько же раз его возвращали из Нальчика обратно. Саиду на тот момент уже было почти 60 лет. В конце концов, Саид при очередном вызове на сборный пункт скрыл, что он орденоносец и заслуженный человек, и отправился на фронт.
Однако уже на фронте особый отдел дознался, кто он такой. Его слегка поругали: «Саид Османович, вы не должны быть здесь. Вы заслуженный учитель, орденоносец, ваше место в тылу. Но вернуть мы вас сейчас пока не можем и поэтому поручаем командование строительным батальоном».
Судьба опять его забросила на Крымский полуостров. В Крыму Саид со своим батальоном строил фортификационные сооружения. Однажды с солдатами, спасаясь от бомбёжки, заскочил в винные склады. Солдаты, забыв о войне, стали открывать бутылки с вином. Саид вспоминал, что бутылки были покрыты пылью, и из них вместо вина вытекал мармелад. Саид, боясь, что вино отравлено, аккуратно попробовал и, поняв, что это загустевшее от времени вино, разрешил солдатам тоже попробовать. Как потом выяснилось, это были элитные вина времён царя Николая Второго.
Однажды батальон, которым командовал Шахмурзаев, направили на задание. Днём это место простреливалось фашистами, поэтому Саид принял решение начать переправу ночью. В сумерках батальон выступил. Переправа шла через лиман. Воды было по грудь. И всю ночь они шли по грудь в холодной воде. Переправа была тяжёлой. Немцы регулярно запускали осветительные ракеты. Из-за них приходилось нырять в воду. Замёрзли и продрогли, но все дошли живые. Так он шесть месяцев пробыл на фронтах Великой Отечественной.
При первой же возможности Саида Шахмурзаева отправили домой. Здесь он сражался на идеологическом фронте. Наступил тяжёлый для балкарцев 1944 год. 8 марта всех депортировали в Среднюю Азию. Саиду как заслуженному человеку с семьёй предложили остаться в Нальчике. Но он отказался и сказал сотрудникам НКВД, что должен разделить судьбу своего народа.
Так Саид с семьёй в 1944 году оказался в Казахстане. В пути состояние его жены резко ухудшилось,  единственной мечтой Шамшият было не умереть в пути. Всех умерших солдаты сгружали на станциях, и эшелоны двигались дальше.
В Павлодаре, где разрешили уже сходить и расселяться,  умерла жена, и Саид остался с двумя малолетними сыновьями Юрой и Алёшей. После этой тяжёлой потери они поселились в Джамбульской области, в селении Каракунуз. Здесь он устроился на работу школьным сторожем. На другую работу спецпереселенцев не брали. Начало в Казахстане было очень трудным. Люди умирали от голода. Саид Шахмурзаев и его друг, известный спортсмен и танцор Адильгери Соттаев, написали письмо Сталину о тяжёлом положении балкарцев. Адильгери предложил Саиду не подписываться во избежание ареста обоих и подписал письмо сам.
Через какое-то время за Соттаевым пришли. Суд его приговорил к расстрелу. Позже помиловали и заменили на 25 лет лагерей. После смерти Сталина Адильгери Соттаева освободили. Однако Саид Османович не смирился с гибельной для народа ситуацией и написал повторное письмо, понимая, что и его постигнет участь Адильгери. В письме он сообщал о голоде, постигшем спецпереселенцев. Письмо передал через фронтовика-казаха, который отбывал из отпуска на фронт. Боевой полковник ехал на фронт через Москву. В столице он опустил письмо на Красной площади в почтовый ящик для товарища Сталина.
Доктор наук Х. Малкондуев в одной из публикаций о Саиде писал: «Он учил людей верить в светлое будущее и в то же время учил религиозным духовным ценностям. Он жил честно и не боялся правды. Он сам был правдой и духовной силой балкарского народа… В годы депортации Саид отказался от продовольственной помощи в пользу более нуждающихся…»
Через две недели из ЦК Казахстана прибыла комиссия, и Саид Османович повёл её по местам расселения балкарцев. В одном из строений трёхлетний ребёнок сидел у мёртвого тела матери и из давно потухшего очага вытаскивал холодные чёрные угольки, пытаясь есть их. Как потом рассказывал Саид, председатель комиссии ЦК Казахстана растрогался, увидев эту страшную картину. Вскоре стала поступать скудная, но всё-таки продовольственная помощь.
Так Саиду удалось спасти от голодной смерти многих балкарцев. Люди знали о его подвиге, переселенцы писали ему благодарственные письма. К сожалению, сотрудники НКВД в один из дней пришли и забрали всю накопившуюся почту, потому что в каждом письме были не только слова благодарности Саиду Османовичу, но и рассказ о том, что людям пришлось терпеть и как от голода гибли их родные.
В Казахстане Саид в 1947 году женился. Его второй женой стала Зайнаб Зизаева, которая родила Саиду ещё четверых детей.  Она стала доброй матерью Юрию и Алексею. В Казахстане Саиду разрешили работать учителем в школе, и он продолжил педагогическую деятельность. К нему домой по разным вопросам приходили не только балкарцы, но и чеченцы, курды, дунгане. Он помогал всем. Кто письмо просил написать, кто заявление. Его знали в области, в районе, и на его письма чиновники реагировали, как правило, положительно.
Когда балкарцам разрешили вернуться домой,  это стало новым, счастливым этапом в жизни Саида и его большой семьи. По возвращении домой Саид Османович поселился в Нальчике. Ему сразу же выдали двухкомнатную квартиру. Позже первый секретарь обкома Тимбора Мальбахов распорядился выдать Шахмурзаеву четырёхкомнатную на проспекте Ленина.
В Нальчике он взялся за новую работу, трудную, но очень важную. «К особым заслугам поэта следует отнести сбор в составе научной экспедиции КБНИИ в 1957-1975 годах произведений разных жанров карачаево-балкарского фольклора. Им записаны лучшие образцы нартского и песенного эпоса, сказок, преданий и паремий», – пишет Хамид Малкондуев. В 1970 году совместно с молодым кабардинским учёным Джамалдином Коковым 85-летний Саид Шахмурзаев выпустил балкарский топонимический словарь.
Будучи персональным пенсионером союзного значения, в конце жизненного пути, в 1974 году, Саид Шахмурзаев был удостоен звания «Народный поэт КБАССР». У Саида Османовича на тот момент было достаточно для советского человека наград и регалий, почёта и уважения. Но всё-таки он очень обрадовался такому званию.
Тимбора Мальбахов, будучи мудрым человеком, очень хотел обрадовать аксакала, и звание народного поэта КБАССР действительно стало для Саида очень приятным событием. Будучи уже смертельно больным, он нашёл силы прийти на награждение и получить почётное звание. В 1975 году его не стало.
Но остались его стихи, собранные фольклорные труды, добрая память о нём. Пески времени неумолимо текут, унося с собой тех, кто знал Саида Османовича Шахмурзаева и был свидетелем его яркой, насыщенной жизни. А его мысли и заветы, которым я стараюсь  следовать, остались.
Заурбек ШАХМУРЗАЕВ
 
Жили в добром соседстве мы,
Жили в тесном единстве.
И гостей мы приветствуем:
Добрый день, кабардинцы!
 
Мы вас знатно попотчуем,
Не жалея усилий,
Вам спасибо за то, что вы
Нас вниманьем почтили!
 
Счастье братства подарено
Нам судьбою единой,
Дружат горы Балкарии
С Кабардою равнинной!
 
Как отцами завещано,
Расцветает округа.
Двух народов старейшины
Обнимают друг друга.
 
Пусть дожди благодатные
Оросят ваши пашни.
Будут девушки статными,
Будут парни бесстрашны!
 
Всё светлей, лучезарнее
Пусть цветёт год за годом
Кабардино-Балкария,
Общий дом двух народов!
1957
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


13.11.2018
10.11.2018
08.11.2018
07.11.2018