В 1929 году в Кабардино-Балкарской автономной области насчитывался полуторатысячный актив женщин – строительниц социализма. В сравнении, к примеру, с 1922 годом их количество увеличилось более чем в сто раз, ведь на тот период по области было всего восемь женщин, состоявших в сельских советах.
Вообще же освобождение женщин шло постепенно, непросто и достаточно болезненно – отдавать бразды правления вчерашним домашним хозяйкам, «директорам кастрюль и веников» мужчины не хотели. Процесс освобождения женщин начинался в трудных условиях гражданской войны, экономической разрухи, сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Эта преобразовательная работа осложнялась тем, что и сами женщины чувствовали себя неуверенно, принимая участие в решении общественных и политических вопросов.
Отчётная и перевыборная кампания 1929 года продемонстрировала решительный сдвиг: на тот момент женщины были председателями в пяти сельских советах области. Трудящиеся женщины Кабарды и Балкарии активно включались в общественную и политическую жизнь. В помощь им активно работали клубы горянок, женликпункты, в которых представительницы прекрасного пола могли обучаться грамоте. Начиная с 1926 года по КБАО была раскинута сеть дошкольных учреждений в виде детских площадок и яслей. «Женщины Кабарды и Балкарии, идущие на перевыборы советов, заседающие нарзаседателями, работающие в других областях наравне с мужчинами, найдут себе путь раскрепощения от домашнего рабства. За угнетённой горянкой – будущее!». Лозунги, подобные этому, украшали стены сельских советов, публиковались в печати и звучали с трибун собраний.
В конце 1928 года, спустя одиннадцать лет после установления советской власти в стране, в Нальчике открылся IV областной съезд горянок. Со всех концов области съехались делегатки, труженицы, которые получили возможность участвовать в общественной жизни республики, области. На съезд пригласили и супругу вождя революции Надежду Крупскую, которая приехать не смогла, однако отправила приветственное письмо, в котором, в частности, говорилось: «Дорогие товарищи! Ваше письмо в силу ряда причин попало в мои руки с большим запозданием. Приехать всё равно не смогла бы, но хотелось бы передать съезду привет. Может быть, можно будет в местных газетах напечатать мой запоздалый привет.
В день десятилетия со дня первого съезда работниц шлю горячий привет передовому отряду трудящихся кабардинок и балкарок, принимавших участие в только что состоявшемся съезде делегаток из аулов и селений.
На первом съезде работниц почти совершенно не было крестьянок, почти не было женщин из далёких национальных областей. Но съезд горячо призывал всех работниц и крестьянок, всех трудящихся женщин, к какой бы национальности они ни принадлежали, сплотиться, примкнуть к революционному движению, начать совместно со всем рабочим классом, со всеми трудящимися бороться против помещиков и капиталистов, против старого гнёта за лучшую жизнь, за социализм.
Призыв первого съезда работниц не пропал даром. Лучшее тому доказательство – ваш съезд делегаток. Но много ещё работы впереди. Дружными усилиями поборем тьму, гнёт, организуемся по-новому, дружной, сплочённой работой достигнем поставленной цели. Привет вам всем, дорогие товарищи!».
Активистки женского движения всячески заявляли, что рабское положение женщин в быту является огромным тормозом на пути культурного и экономического строительства, и обращали особое внимание на необходимость более решительной борьбы парторганизаций с пережитками косности и старых обычаев.