Нальчик собрал молодых учителей родного языка

23-24 октября в Доме молодёжи прошёл форум молодых преподавателей родного языка и литературы СКФО. 
Масштабное мероприятие объединило более сотни молодых учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и их наставников для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов сохранения и развития языкового многообразия. К онлайн-трансляции форума подключились более тысячи педагогов.
Мероприятие было организовано при участии Министерства просвещения РФ и Федерального института родных языков народов РФ. Соорганизаторами выступили Министерство просвещения и науки КБР и Министерство по делам молодёжи республики.

Площадка для диалога и сохранения идентичности

Пленарное заседание посетили заместитель Председателя Правительства КБР Марат Хубиев, министр просвещения и науки республики Анзор Езаов, в режиме онлайн в работе приняла участие директор ФИРЯ Эсет Бокова. Основными спикерами форума выступили доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии Российского государственного университета 
им. А.И. Герцена Елена Ядровская, доктор филологических наук, профессор кафедры русистики, этноориентированной педагогики, цифровой дидактики Института русского языка РУДН им. Патриса Лумумбы, заведующий лабораторией многофакторного гуманитарного анализа и когнитивной филологии Казанского научного центра РАН, профессор Академии наук Республики Татарстан Алексей Арзамазов, кандидат педагогических наук, проректор по стратегическому развитию и работе с филиалами Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Василий Саввинов.
Э. Бокова в видеоприветствии отметила, что в рамках сформированного единого образовательного пространства участникам важно обсуждать не только методики преподавания, но и механизмы сохранения языкового и культурного разнообразия.
М. Хубиев зачитал приветственный адрес Главы Кабардино-Балкарии Казбека Кокова, в котором отмечено, что «форум является площадкой для профессионального диалога и поиска решений актуальных задач в области сохранения и развития родных языков народов России, даёт возможность обменяться опытом, обсудить современные методики преподавания, установить полезные профессиональные контакты. Проведение таких форумов способствует формированию профессионального сообщества молодых педагогов, которые вносят неоценимый вклад в сохранение и развитие не только родных языков и родной литературы, но и национальной культуры народов нашей страны. Сегодня здесь собрались не просто преподаватели, а люди, болеющие душой за сохранение и развитие родного языка и родной литературы, прививающие эти чувства нашим детям с раннего возраста, что является очень важным. Ведь любовь к родному языку и родной литературе развивает у школьников творческие, креативные, познавательные способности, приучает их любить и ценить родной край и свою Родину».
Анзор Езаов акцентировал внимание на том, что именно через родной язык сохраняется культурный код и культурная идентичность, а от усилий каждого педагога напрямую зависит сохранение языков, культуры и привитие детям ключевых ценностей, столь важных для общества, государства и будущих поколений.

Стратегия и практика: от федеральных задач до регионального опыта

Заместитель директора ФИРЯ Марина Мизова представила доклад о роли Федерального института родных языков в сохранении языкового разнообразия России. В этом году он получил статус научного учреждения и определён уполномоченной организацией Минпросвещения России по подготовке учебников и пособий по родным языкам и на национальных языках.
– Многоязычие – уникальность и сила нашей страны. Ежегодно мы проводим мониторинг, который показывает, что родные языки изучают более 3 миллионов обучающихся, а преподают их более 49 тысяч педагогов, – уточнила она. – В прошлом году подготовлены рукописи 27 учебников по шести языкам и четыре двуязычных словаря, в текущем разработаны 17 федеральных рабочих программ по шести языкам, ведётся подготовка учебников по языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, калмыцкому и тувинскому языкам. Также начата работа по разработке учебников по 14 государственным языкам республик РФ.
Заместитель министра просвещения и науки республики Екатерина Мисостова, говоря о векторах развития и сохранения родных языков в системе общего образования КБР, сообщила, что в республике более 80 тысяч детей изучают кабардинский язык, свыше 16 тысяч – балкарский, около 26 тысяч изучают русский язык как родной. Дополнительно родные языки в разных формах в рамках внеурочной деятельности преподают порядка 5,5 тысячи ребятам. Внедрены учебно-методические комплекты по «Родному языку», «Родной литературе», по региональным предметам: «География Кабардино-Балкарии», «Культура народов КБР» и «История Кабардино-Балкарии», а также учебники в электронном формате. Проходят региональная олимпиада по кабардино-черкесскому и балкарскому языкам и литературам, республиканский конкурс-фестиваль «Родной язык – душа моя, мой мир» и интеллектуальный конкурс «Знатоки родного языка». Для поддержки и стимулирования педагогов учреждена премия Главы КБР для победителей и призёров регионального этапа всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Проведена масштабная работа по созданию корпусов языков народов КБР: кабардино-черкесский и карачаево-балкарский языки добавлены в сервис «Яндекс.Переводчик».
Программу педагогического слёта продолжила серия мастер-классов лауреатов и участников всероссийского конкурса «Учитель родного языка и родной литературы». Своими лучшими методическими наработками поделились педагоги из Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Чечни, Дагестана, Северной Осетии-Алании, Ингушетии и Карачаево-Черкесии.
Второй день форума посвятили разработке образовательных проектов, направленных на сохранение родных языков и литератур. Завершилась сессия презентацией проектов и их обсуждением в формате «экспертного клуба». 

 

Марьяна БЕЛГОРОКОВА. Фото автора

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

11.12.2025 - 15:18

Технологические идеи студентов

Серия практикумов предпринимательского акселератора, в котором участвуют 600 студентов, проведена в КБГУ им. Х. М. Бербекова в рамках федерального проекта «Технологии» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» государственной программы РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

11.12.2025 - 14:38

Министерство просвещения РФ утвердило даты школьных праздников в 2026 году

В 2025/2026 учебном году последние звонки для российских школьников рекомендовано провести 26 мая, а выпускные вечера – 27 июня. Соответствующие методические рекомендации направлены Министерством просвещения РФ во все регионы страны.

10.12.2025 - 18:41

Педагог из Кабардино Балкарии – флагман образования

Учитель русского языка и литературы нальчикской гимназии № 29 им. В. Ж. Хужокова, лектор Российского общества «Знание», посол форума классных руководителей от КБР Светлана Гутаева вошла в число 40 победителей трека «Медиа» проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей».

08.12.2025 - 17:35

Студентам – о технологическом предпринимательстве

В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова в течение двух месяцев реализуется проект, направленный на активное вовлечение молодёжи в сферу технологического предпринимательства.

04.12.2025 - 11:59

Одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение

3 декабря в республике прошёл основной этап итогового сочинения (изложения) для выпускников одиннадцатых классов. Это обязательное испытание, которое является одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации (ГИА), прошёл 4561 обучающийся из 230 образовательных организаций республики. 26 человек, в том числе школьники с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, вместо сочинения выбрали итоговое изложение.