Красота вне времени

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа» - известная фраза Чехова определяет лейтмотив семинара «Проблемы сохранения и сценической адаптации традиционного черкесского женского костюма», который прошёл 25 марта в столице республики. Обучающий образовательный интенсив был организован для преподавателей, специалистов, руководителей хореографических коллективов, НКО, и дизайнеров-модельеров.
Директор национального музея Кабардино-Балкарии Феликс Наков провёл подробный и увлекательный экскурс по истории национального черкесского костюма, акцентировав внимание аудитории на его материальной эволюции. Он подчеркнул сакральный смысл атрибутов и деталей национальной одежды адыгов.
- Каждая деталь национального костюма наполнена важными смыслами, а знаковая система декора дешифрует культурные коды адыгского народа. Одежда могла рассказать буквально всё о его обладателе, начиная с его социального статуса или семейного положения, - отмечает Ф. Наков.
Так, например, материал, из которого сшит костюм, определённо свидетельствовал о богатстве его хозяина. Также наличие украшений, элементов декора  и атрибутов также свидетельствовали о достатке или наоборот, указывали на низкую сословную принадлежность.
Богато расшитые костюмы с нарукавниками, щедро украшенными знаковыми декорациями, головные уборы – весь этот яркий и эффектный ансамбль мог принадлежать незамужней девушке. Костюмы же представительниц более старшего поколения отличались минимализмом и практически отсутствием декоративных элементов.
Есть в культуре национального черкесского костюма и сакральные цвета. Это красный и белый. Красные черкески носили представители дворянства, а белые костюмы могли себе позволить только представители княжеского сословия.
Полный комплект женской одежды состоял из нижней рубахи (её длина и покрой позволяли в летнюю жару оставаться только в ней), штанов, короткого кафтанчика, платья, тёплой зимней одежды, головного убора. Обязательным аксессуаром был кожаный пояс с декоративными элементами. Орнамент наносился преимущественно на платье и кафтанчик, при этом использовались серебряные или просто различавшиеся по цвету нити. Другим распространенным местом размещения орнамента был декоративный пояс с металлическими деталями, на которые рисунок наносился чеканкой, или, реже, гравировкой.
- Прекрасное одеяние черкешенок соответствовало и их внешним данным. Нужно было соответствовать идеальным меркам красоты. Одним из главных критериев красоты была осиная талия и идеальная осанка, которые свидетельствовали о благородном происхождении девушки. Именно поэтому деревянные корсеты, которые благоприятствовали формированию идеальных форм, могли себе позволить носить только представительницы высшего сословия. Снимали корсеты уже после замужества и появления детей. То же самое касалось и головных уборов. Незамужние девушки носили украшенные золотыми и серебряными орнаментами шапки митральной формы, а после замужества и рождения детей снимали их, одевая платок, - объясняет Ф. Наков.
Ради достижения идеальных параметров красоты адыгским девушкам приходилось испытывать физические трудности. Помимо утягивающих корсетов, представительницы княжеского сословия должны были также носить  особенную обувь «пхъэ вакъэ». Однако так обувались только по торжественным случаям, чтобы походка получалась плавной, неспешной и величественной. Изготавливалась такая обувь из дерева. Затем её обшивали бархатом или кожей и богато декорировали вышивкой. Высота «пхъэ вакъэ» могла достигать 20 см.
В начале 20-го века женский адыгский костюм претерпел серьёзные изменения, как, впрочем, и костюмы других народов. В круги адыгской интеллигенции и знати проникла европейская мода. Некоторые благородные замужние дамы отказались от шапочек и шалей, сочетая европейскую прическу с национальным костюмом. Стали появляться черты европейской моды и в наряде: ушёл ложный лопатообразный рукав, уменьшилось количество орнаментов, а в некоторых костюмах от него стали и вовсе отказываться.
Но при этом адыги смогли сохранить своё богатство – сложный, роскошный и изысканный национальный костюм.
Сегодня мы вернулись к истокам и все чаще обращаемся к своей национальной культуре, и на свадебных торжествах невесты надевают красивейший черкесский костюм, который может повторять традиционные классические каноны кроя и декорации, либо же может коллаборировать с современной модой.

 

Марианна Губашиева. Фото Артура Елканова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

03.12.2025 - 16:32

«…Мы отковали пламенные крылья своей стране и веку своему!»

Писатели-юбиляры декабря 2 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения русского поэта, Героя Социалистического Труда Александра Андреевича Прокофьева (1900–1971). Его поэзия, пронизанная оптимистическими настроениями, ориентирована на северо-русский говор и фольклор: сборники «Полдень», «Заречье», «Приглашение к путешествию» (Ленинская премия в 1961 году); поэма «Россия» (Государственная премия СССР в 1946 году).

28.11.2025 - 13:15

Этно-стиль в современной моде

В Доме молодёжи в Нальчике прошёл фестиваль моды «WHITE FASHION DAY 2025. Этно-стиль в современной моде».

28.11.2025 - 13:12

Зрителей ждут две премьеры

В Русском драматическом театре им. М. Горького готовятся к двум премьерам, которые зрители увидят в декабре. Одна из них – спектакль «Васса», основанный на пьесе А.М. Горького «Васса Железнова (Мать)», его показ состоится 10 декабря. Постановка приурочена к 90-летию театра, которое будет отмечаться в ноябре 2026 года.

28.11.2025 - 13:07

Союз писателей России собирает регионы для создания единого литературного процесса в стране

25 ноября в Москве завершилась стратегическая сессия регионального развития Союза писателей России, на которую собрались руководители и активные представители писательских организаций из 40 регионов страны, чтобы совместно выработать пути развития литературного процесса.

26.11.2025 - 16:23

Чувствовать себя частью общей Родины

Способствовать созданию межрегионального сообщества лидеров культуры из Донбасса и Новороссии, интегрированное в гуманитарное пространство Российской Федерации, и обеспечить практическую готовность к реализации в 2026 году совместных культурных проектов был призван форум «Культура единства: креативные стратегии для Донбасса и Новороссии».