10 июля Президент РФ Владимир Путин подписал разработанный ФАС России «Пятый антимонопольный пакет», который направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ. Новые нормы вступят в силу 1 сентября.
О значении «Пятого антимонопольного пакета» рассказывает заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России Залина Кунижева.
– Под действие пятого пакета подпадают маркетплейсы и агрегаторы в случае, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, – поясняет З. Кунижева, – На сегодняшний день к ним относятся Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании. При этом установлено, что пятый пакет будет распространяться только на доминирующие цифровые платформы в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение. Например, необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе, навязывание невыгодных условий для потребителей, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе. Закон также вводит новые критерии доминирующего положения на товарном рынке – это наличие так называемого «сетевого эффекта». Под ним понимается свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих через неё сделки. При этом если рынок близок к насыщению и монополизации, «сетевой эффект» выступает очень высоким барьером входа на рынок. Для агрегаторов онлайн-торговли, использующих «сетевой эффект», критерием доминирующего положения станет выручка, которая за последний календарный год превышает 2 млрд рублей, а также превышающая 35% доля сделок на определенном товарном рынке.
Данные нововведения дадут возможность быстрее защищать права потребителей, поскольку подход «пятого пакета» меняет подход к анализу рынка и ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел. От исполнения «Пятого антимонопольного пакета» должны выиграть все стороны: предприниматели, которые работают на цифровых платформах, поставщики товаров, исполнители услуг, владельцы пунктов выдачи и покупатели. Станет меньше злоупотреблений, потому что за все злоупотребления в конечном итоге платит потребитель.
В качестве примера приведу схему работы на площадке одного из крупных маркетплейсов, которая предоставляет предпринимателям собственную инфраструктуру: в случае, если предприниматели хотят работать на площадке маркетплейса, то они вынуждены соглашаться с правилами площадки и вне зависимости от того, законны ли они, обязаны принимать эти оферты, выплачивать штрафы и прочее. Если предприниматели хотят быть пунктом выдачи данной площадки, то для них всегда сохраняется риск, что их безосновательно привлекут к ответственности, будут в одностороннем порядке изменены правила и прочее. Раньше эти вопросы также находились в ведении антимонопольных органов. Однако теперь антимонопольная служба прямо указывает, что доминирующее положение маркетплейсов, в том числе в рамках их же созданной экосистемы, необходимо предотвращать.