Композитор-реформатор, сын атамана

В этом месяце исполняется 135 лет со дня рождения композитора, фольклориста, литературно-музыкального критика, учёного-акустика, одного из основоположников профессиональной музыки в Кабардино-Балкарии Арсения Михайловича Авраамова.
Арсений Авраамов – это псевдоним, но в какой-то период жизни то, что он сын Михаила Харитоновича Краснокутского – генерал-майора Донского войска, могло перечеркнуть его будущее. К тому же он первым из большой казацкой семьи выбрал не военную карьеру, а стезю музыканта. И, повзрослев, сын атамана взял псевдоним с библейским оттенком.
Поначалу юношу, не мечтавшего о военной карьере, несмотря на высокий чин отца, родители отправили в Петербург, в Михайловское артиллерийское училище, из которого он вскоре был отчислен за саботаж учёбы. Арсений мечтал любым способом вырваться из среды, где культивировались военные устои. И в 1906 году он уезжает в Москву, где вопреки родительской воле поступает в Музыкально-драматическое училище Филармонического общества по классу общетеоретических дисциплин и композиции.
Окончив учёбу, в 1912 году Арсений вернулся на Дон, активно выступал с лекциями о музыке, организовывал при народных читальнях «симфонические капеллы» и музыкально-этнографические экспедиции по донским станицам. Вскоре он уехал за границу, где был и кочегаром на пароходах, и гимнастом, и музыкальным клоуном, и композитором, пишущим музыку для спектаклей и представлений.
Революционный 1917 год внёс существенные перемены в жизнь молодого Авраамова. Арсений возвратился на родину и активно включился в «строительство» советской музыки. Он мечтал о настоящем перевороте в музыке, и ему это удалось: композитор разработал собственную программу преподавания, основанную на четвертитоновой технике. Главной темой исследований и творчества Авраамова была идея реформы музыкального строя.
Так получилось, что на долгие годы Авраамов связал своё творчество с музыкальной культурой Кабардино-Балкарии, куда пятидесятилетним переехал со своей большой семьей в 1935 году. У Арсения Михайловича и его супруги Ольги Карловны было шестеро детей, которые унаследовали отцовский музыкальный слух. В 1936 году наша газета рассказывала о чете Авраамовых и публиковала их фотографию, она в наши дни считается уникальной. Ольга Карловна с любовью рассказывала корреспонденту газеты Артемьеву о семье и детях.
К 15-летию автономии Кабардино-Балкарской Республики Арсений Авраамов и кабардинский писатель, поэт Аскерби Шортанов создали литературно-музыкальную кантату «Счастье народа». Масштабы представления были грандиозны. В постановке участвовали более 3000 человек: певцы, музыканты, народные шуты, чтецы, профессиональные артисты, участники художественной самодеятельности.
Позже Авраамов написал и другие симфонические сочинения на национальные темы. Используя традиционные танцевальные мелодии, он создал для инструментального ансамбля, а затем и для малого состава симфонического оркестра «Кабардинскую фантазию», «Удж», «Жанкидеш». Композитор активно сотрудничал с Кабардино-Балкарским ансамблем песни и танца, прежде всего с хоровым коллективом. Обрабатывал для хора такие народные песни, как «Мартина», «Андемиркан», «Азы Мурат» и другие.
Авраамов был первым, кто начал писать музыку для постановок кабардинских и балкарских драматических спектаклей. Во всех краеведческих и искусствоведческих литературных источниках республики Арсений Михайлович значится как кабардинский композитор.
Арсений Авраамов всю жизнь увлечённо работал в области музыкальной фольклористики. К примеру, в Кабардино-Балкарии он собрал более трёхсот подлинных народных песен и наигрышей, работал над книгой «Кабардинский и балкарский музыкальный фольклор», но не успел её завершить перед Великой Отечественной войной.
Арсений Михайлович Авраамов – личность, «вышедшая» за рамки своего времени. Он был первооткрывателем, чьими идеями впоследствии воспользовались многие музыканты, исследователи, научные и творческие работники. Композитор рано ушёл из жизни, он не дожил до конца войны. О его трагической смерти можно прочесть на сайте защитников культурно-исторического наследия Ростовской области: «19 мая 1944 года Арсений Михайлович поехал в Музфонд на Миусскую за гонораром. На обратном пути, в трамвае, все деньги – месячный доход многодетной семьи – стянул карманник. Вагоновожатый остановил трамвай: коли безденежный, топай. И старый музыкант потопал под палящим солнцем на свою Малую Якиманку. Его обгоняли трамваи. Но унижаться, попытаться сесть в вагон он больше не пытался. А у него было больное сердце. Домой приплёлся чуть живой. Попросил жену набить трубочку, сделал затяжку и потерял сознание. Дети в ужасе бросились во двор. Вдруг крик: «Папа умер!» И следом – раскат грома. Детские слёзы смешались с дождём…»
Его похоронили на Даниловском кладбище. Семья, по бедности, не сумела поставить памятник, и безымянная могила постепенно затерялась…

Анна ХАЛИШХОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.10.2021 - 17:29

Цветочный калейдоскоп на площади Согласия

В минувшие выходные на площади Согласия в Нальчике проходил фестиваль цветов, на котором собрались флористы, дизайнеры и мастера народных промыслов нашего региона. Мероприятие организовано Нальчикской администрацией совместно с институтом развития города «Платформа».

14.10.2021 - 13:00

«Воплощение буйства, разгула, насмешки»

В этом году исполнилось 180 лет со дня гибели великого русского поэта Михаила Лермонтова. Ему было отмерено всего 26 земных лет…

14.10.2021 - 12:59

Солнечные художники, актёры и спортсмены

Нальчикский филиал Республиканского центра труда, занятости и социальной защиты населения совместно с Национальным музеем республики организовал две выставки – «Синдром любви» и «Вместе к вершинам», приуроченных к Всемирному месяцу осведомлённости о синдроме Дауна.

13.10.2021 - 13:53

Музыкальная осень

Ни для кого не секрет, что осень считается одним из самых живописных времён года. Яркие краски и переменчивая погода служили источникам вдохновения для множества писателей, живописцев и, конечно же, композиторов.

13.10.2021 - 13:51

Омела как символ покоя, света и мира

Появление в нашей культуре молодого композитора, выпускника Саратовской консерватории им. Собинова Ахмата Малкандуева вернуло надежду на то, что после ухода из жизни Абидина Байчекуева и Мустафира Жеттеева балкарское композиторское искусство имеет надёжное, убедительное продолжение.