День рождения светофора

5 августа отмечается Международный день светофора. Он имеет большое значение именно для нашей республики: ведь в Кабардино-Балкарии находится завод «Телемеханика» выпускающий самые популярные модели этих устройств.
В России их можно встретить в крупных и маленьких городах. А ещё именно у нас разработали «умный» светофор, который не боится грозовых разрядов и даже умеет анализировать ситуацию на трассе.
Дата для собственного праздника устройства, регулирующего движение на улицах, выбрана не случайно: есть версия, согласно которой именно 5 августа 1914 года в американском городке Кливленде был установлен первый прототип современного светофора. Устройство имело красный и зелёный фонари и при переключении света издавало специальный звуковой сигнал.
Кстати, есть интересное совпадение: 5 августа 1923 года американец Гаррет А. Морган запатентовал первый автоматический светофор. Сам изобретатель говорил, что главное в его устройстве – возможность уравнять в правах всех водителей независимо от их положения в обществе. Моргана считают отцом современных светофоров – все последующие разработки в этой области велись на основе его схемы.
Однако самый первый в истории светофор был изобретён в Англии Джеем Найтом в девятнадцатом веке. Светофор-семафор управлялся вручную и имел в качестве индикатора две стрелки: если они находились в горизонтальном положении, следовало остановиться, а положение под углом в 45 градусов было аналогом современного жёлтого сигнала. Также в конструкцию были включены газовые фонари красного и зелёного цветов – для тёмного времени суток. По задумке Найта, прибор должен был регулировать движение карет.
Аппарат установили в 1868 году в самом центре Лондона, у здания британского парламента. К сожалению, технологии производства тогда были не слишком совершенны, и спустя три года один из фонарей взорвался, поранив осколками полисмена. О приборе забыли примерно на полвека – следующий автоматический регулировщик с двумя фонарями был разработан и запатентован уже в 1910 году. Тем не менее день светофора всё равно празднуют в августе.
Есть сведения, что обычаю регулировки движения с помощью красного и зелёного цветов даже не сотни, а тысячи лет. В Древнем Вавилоне у царского дворца день и ночь трудились рабы-регулировщики, в тёмное время суток вешавшие на плечи коромысло с ёмкостями, заполненными горючей смесью. Пламя, как вы можете догадаться, различалось по цветам. Прибегали к цветовой регулировке и древние римляне – правда, они использовали для этого флажки.
Не менее интересен и принцип, по которому были выбраны цвета для светофора. Красный цвет имеет самую большую длину световой волны, а жёлтый и зелёный занимают второе и третье места. Именно поэтому предупреждающий сигнал красного цвета мы замечаем раньше любых других.
Трёхцветный светофор впервые появился на улицах Детройта и Нью-Йорка в 1920 году. Чуть позже новые устройства успешно перекочевали через океан и обосновались в различных европейских городах. Сначала автоматические регулировщики были установлены во Франции, а потом добрались и до Англии, где, в отличие от своего газового предшественника, стали работать без досадных инцидентов.
Двадцатые годы стали для светофоров пиком развития – в это время было разработано около пятидесяти различных моделей.
В России первый светофор был установлен в январе 1930 года в Ленинграде, на углу Невского и Литейного проспектов. В декабре того же года разноцветный автоматический регулировщик появился в Москве, на углу Петровки и Кузнецкого моста. Третьим городом нашей страны, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.
Новый виток в истории светофоров наступает в девяностых годах двадцатого века: именно тогда были изобретены зелёные светодиоды. Москва стала первым в мире городом, где светодиодные светофоры получили массовое распространение.
История светофора охватывает более полутора веков. За это время автоматический регулировщик движения доказал свою полезность и значительно усовершенствовался. Сегодня эти незаменимые помощники есть уже практически везде, а в четырёх городах России – в Москве, Новосибирске, Пензе и Перми – даже существуют памятники неутомимым труженикам светофорам.
Для нашей страны Международный день светофора – хороший повод напомнить людям о важности соблюдения правил дорожного движения и объяснить подрастающему поколению, почему нельзя игнорировать сигналы светофора. Тематические образовательные мероприятия 5 августа проходят по всей России и охватывают весьма широкую аудиторию детей и взрослых.

 

Оксана СОКОЛОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

24.04.2024 - 17:55

Экскурсоводы повысили квалификацию

В Министерстве курортов и туризма КБР организована лекция «Этногенез, культура и быт балкарского народа» для экскурсоводов, работающих на территории республики.

24.04.2024 - 17:55

Полиция сообщает

Алим Гендугов – в финале всероссийского конкурса «Лучший по профессии»

24.04.2024 - 17:46

Когда мечты сбываются…

Сегодня доктор биологических наук, профессор, академик, заслуженный деятель науки КБР, заслуженный работник образования КБР, заслуженный деятель науки Республики Ингушетия, почётный работник образования Российской Федерации, депутат Парламента КБР Сафарби Хасанбиевич Шхагапсоев принимает многочисленные поздравления по случаю 70-летнего ю

24.04.2024 - 16:53

Вести из Лескенского района

Приятная преамбула В администрации района прошло еженедельное совещание с главами сельских поселений и руководителями структурных подразделений. Встреча началась с церемонии награждения ко Дню местного самоуправления.

24.04.2024 - 16:46

Поход на Нартию

В минувшие выходные сотрудники Минкурортов КБР и активисты молодёжного клуба Русского географического общества «Альтаир» Кабардино-Балкарии совершили поход на гору Нартия, которая считается самой высокой в окрестностях Нальчика (999 метров над уровнем моря).