Агроагрегаторы для продвижения фермерской продукции

В 45 регионах России уже работают более 80 аграрных агрегаторов, куда частные сельхозпроизводители сбывают свою продукцию по выгодным ценам.
В Министерстве промышленности и торговли РФ считают, что аналогичными предприятиями необходимо покрыть всю территорию страны, «по крайней мере, в тех регионах, в которых есть сельское хозяйство, которое представлено в торговых точках».
Кроме того, в ближайших планах обязать крупные сетевые магазины заключать с представителями малого предпринимательства в области сельского хозяйства прямые контракты с фиксацией цен на долгий срок. В Минпромторге рассчитывают успеть к началу нового аграрного сезона в 2026 году обеспечить заключение таких контрактов на понятных условиях. А для того, чтобы «сельские» уголки в магазинах были оформлены единообразно, министерство разрабатывает стандарт выкладки фермерской продукции.
- Люди, которые профессионально выращивают растения или животных, должны заниматься только этим, а не осваивать тонкости сбыта, тратить время на оформление всевозможных документов, - пояснил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. - Палата регионов вместе с Госдумой, министерствами и ведомствами последние годы интенсивно работает над решением поставленной задачи: чтобы продукция с личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозкооперативов без задержек доходила до потребителей. И уже есть определённые успехи. Как один из авторов закона о сбыте фермерской продукции скажу, что мало определить, что такое фермерская продукция. Дальше необходимо, и мы, законодатели, к этому готовы, сделать так, чтобы фермер мог написать, что это именно его фермерская продукция. Чтобы холдинг или какой-то перекупщик не воспользовался заинтересованным потребительским спросом на фермерскую продукцию. Если написано «фермерская продукция», она должна быть фермерской.
Инициаторы идеи считают, что фермер не должен вести «большую бухгалтерию и заниматься претензионной работой с торговыми точками». Для этого должен быть профессиональный игрок, который обеспечит представление интересов фермера на рынке агропродовольствия.
- Говоря о фермерской продукции, нужно учитывать, что цены на корнеплоды зависят от того, как они поступают в торговую сеть: насколько обеспечена логистика, калибровка продукции, упакована ли она, мытая или грязная. Всё это должен взять на себя профессиональный игрок рынка, - прокомментировали в Минторге РФ. – Ещё один важный вопрос, который нельзя обойти стороной, — как представлена сельхозпродукция на полках магазинов. Сегодня в стране много форматов. Это и фермерские уголки, и акции, которые устраивают сами по себе сети. Чтобы как-то систематизировать процесс, в Минпромторге разрабатывают документ, «который обеспечит стандарт по выкладке продукции, сделает образцовую фермерскую полку.
- Необходимость поиска новых механизмов сбыта продукции малых форм хозяйствования и законодательного регулирования этих вопросов, закрепления преимущественного права реализации такой продукции поддерживает и Минсельхоз. В том числе и выделение на полке продукции, которая производится фермерами, маркировкой, определённой символикой или какими-то знаками, - предлагают в Минсельхозе России. - Мы, безусловно, поддерживаем предложение проработать эту инициативу концептуально.
По словам руководителя Ассоциации фермеров Кабардино-Балкарии Инала Алакаева, инициатива с агроагрегаторами весьма актуальная и перспективная.
- В нашей республике основными производителями сельскохозяйственной продукции являются, по большому счёту, именно представители малого и среднего агробизнеса – фермерские хозяйства, сельхозкооперативы, самозанятые и личные подсобные хозяйства, - пояснил Инал Алакаев. – Не секрет, что сегодня продукция субъектов малых форм хозяйствования доходит до потребителя через посредников, которые закупают всё это по бросовой цене, а продают с большой наценкой. Вот и получается, что посредник имеет значительно больше дивидендов, нежели непосредственный производитель. Во-вторых, как правило, эти посредники не платят никаких налогов. В-третьих, товар посредников не подтверждается никакими сопроводительными документами. То есть, такая бесконтрольная схема на рынке не гарантирует происхождение продукции, её экологическую безопасность и соблюдение технологии хранения и транспортировки. Потому, тот механизм, который предлагает Минторг, имеет перспективу, и агроагрегаторы могут выступить в качестве эффективных и доходных предприятий в плане продвижения фермерской продукции.

Борис БЕРБЕКОВ. Фото Артура Вологирова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.12.2025 - 16:47

Площади многолетних насаждений в Кабардино-Балкарии расширились ещё на 1800 гектаров

Весной и осенью уходящего года в Кабардино-Балкарии многолетние плодово-ягодные насаждения были высажены на площади 1800 гектаров, что соответствует прогнозным планам.

18.12.2025 - 15:44

С акцентом на технологическое превосходство

Кабардино-Балкария – активный участник национального проекта «Международная кооперация и экспорт», куда входит федеральный проект «Экспорт продукции АПК».

16.12.2025 - 16:45

Урок с Минэком

Сотрудники Министерства экономического развития КБР провели урок профориентации для учеников 6 класса школы № 33.

16.12.2025 - 14:06

КБР – лидер в СКФО по производству мяса

По итогам десяти месяцев текущего года аграрии Кабардино-Балкарии  достигли наибольшего прироста производства мяса скота и птицы на убой в живом весе среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Об этом сообщает пресс-служба регионального Минсельхоза.

16.12.2025 - 13:58

Перспективные направления сотрудничества

Онлайн-семинар «Выход на рынок Южно-Африканской Республики. Актуальные запросы бизнеса», организованный Торговым представительством РФ в ЮАР совместно с Центром поддержки экспорта КБР, собрал экспортно-ориентированные компании республики, заинтересованные в расширении своего бизнеса.