|
Мусалим Кульбаев: «Театр должен потрясать»
11 сентября, 2024 - 13:37
В начале сентября наш земляк Мусалим Кульбаев стал кавалером ордена Дружбы Народов Республики Башкортостан.
В преддверии 450-летия Уфы Глава Башкортостана Радий Хабиров вручил государственные награды республики. Орденами, медалями, почётными званиями, грамотами и благодарностями отмечены 65 работников и ветеранов образования, науки, культуры, спорта, промышленности и государственных органов. Среди награждённых заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Шайхзады Бабича, художественный руководитель Национального молодёжного театра имени Мустая Карима, режиссер Мусалим Кульбаев. Он родился и вырос в Кабардино-Балкарии, но уже много лет живёт и работает в Башкирии.
В 1987 году Кульбаев окончил одну из нальчикских средних школ, но с профессией определился не сразу.
- Не могу сказать, что в юности я мечтал стать театральным режиссером, - вспоминает Мусалим Георгиевич. Поступив на заочное отделение исторического факультета Кабардино-Балкарского университета, я искал работу. Однажды проходил мимо театра и увидел беспорядочно лежащие элементы декораций и бутафории. Не знаю почему, но мне это очень понравилось.
Кульбаев устроился монтировщиком сцены и практически сразу понял, что театр – это его среда. В 1993 году он окончил КБГУ, а спустя четыре года – Высшее театральное училище имени Щукина. По рекомендации художественного руководителя курса наш земляк ставил спектакль в Башкортостане. Вскоре он получил приглашение министерства культуры республики и стал художественным руководителем русского драматического театра г. Стерлитамака. Через несколько лет Кульбаева пригласили на должность главного режиссёра Национального молодежного театра в Уфе, а в 2012 году он был назначен его художественным руководителем.
За последние годы репертуар Молодёжного театра пополнился новыми спектаклями. Среди них – «Алые паруса» А. Грина, «Долго-долгое детство» М. Карима, «Униженные» З. Биишевой, «Лёвушка» А. Крыма, «Республика ШКИД» Л. Пантелеева и Г. Белых. Неизменным успехом у зрителя пользуются спектакли Мусалима Кульбаева «Чума на оба ваших дома» Г. Горина, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Отель двух миров» Э.-Э. Шмитта, «У ковчега в восемь» У. Хуба.
Наш земляк поставил более ста спектаклей в театрах Уфы и других городов России. В течение всех этих лет он поддерживал творческие связи с Кабардино-Балкарией. В частности, поставил три спектакля в Русском театре и два в Балкарском драматическом театре имени Кайсына Кулиева. «Плачет ива под горой» по повести Урала Галеева и «Когда ты рядом» по пьесе Элизат Кулиевой.
Мусалим Георгиевич работает в разных театральных жанрах, но предпочтения у него всё-таки есть. Он считает, что самый правильный взгляд на мир – это трагикомедия.
- В жизни все перемешано, и трагикомедия – это всегда очень сочно, ярко, динамично поданная ситуация, – объясняет режиссёр.
Его постановки отличаются яркой подачей, пластической выразительностью, юмором и оригинальными режиссёрскими решениями. Несмотря на внушительный опыт, Мусалим Кульбаев не стал заложником стереотипов.
- Штампы – страшная вещь, особенно в театре, - говорит он. - Что такое штамп? Это одна и та же реакция актёра на определенное событие. Таким образом, человек сам себя загоняет в тупик. Режиссёрских клише тоже хватает. Как пример – признание в любви на коленях. Лекарство от таких вещей я вижу только одно – принципиально не повторяться. Помнить, что ты делал, и всякий раз идти другим путём.
Особое место в спектаклях Кульбаева занимают социальные и нравственные проблемы воспитания молодёжи.
- Это наша целевая аудитория и я надеюсь, что молодёжный театр соответствует своему названию. Мы, конечно, не ограничиваем возраст людей, входящих в зал, но работаем в первую очередь для молодых зрителей. Я не очень верю тезису «искусство ради искусства». Потребности ставить спектакли, чтобы порадовать самого себя, у меня нет. Пять тысяч лет назад театр был создан для людей и должен оставаться таковым. Это не исключает экспериментов и поисков, но главный аспект – все-таки востребованность. В первую очередь мы работаем для зрителя. В противном случае я вообще не понимаю, зачем всё это нужно. Театр должен потрясать. Это его главная задача. Если человек, сопереживая чужому горю, расплачется, он непременно выйдет после спектакля с очищенной душой. Это то, что древние греки называли катарсисом – очищением через страдание. В нашем случае – через сострадание.
–Я воспринимаю актёров как соавторов спектакля и уверен, что так работать гораздо интереснее и продуктивнее Импровизируя, артист раскрывается гораздо полнее, чем когда целиком следует указаниям режиссёра. В процессе репетиции иногда рождается то, что режиссёру никогда не придумать, сидя на балконе, – говорит мастер.
02.10.2024 - 11:53 |
Внутренний монолог
С Грэмом Грином, чей день рождения второго октября, лично меня связывает… что бы вы думали? Вьетнам! И я немало горд данным обстоятельством!
|
30.09.2024 - 18:55 |
25 сентября ушёл из жизни заслуженный артист России, лауреат премий «Ника» и «Золотой орёл» Роман Сергеевич Мадянов. Он умер у себя дома в подмосковной деревне Бояркино от рака лёгких. Актёру было всего 62 года… |
30.09.2024 - 14:40 |
Сегодня проходит Всероссийская хоровая акция «Одна страна, одна семья, одна Россия!», посвящённая Дню воссоединения Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей с Российской Федерацией. В акции участвуют исполнители со всей страны, и в общей песне «С чего начинается Родина» (музыка В. Баснера, слова М. |
29.09.2024 - 08:58 |
Задача художественного перевода – в рождении на переводящем языке произведения, способного оказать адекватное художественно-эстетическое воздействие на читателя. Казалось бы – всё просто, но далеко не каждый способен взять эту высоту. Колоссальный труд переводчиков эквивалентен гениальным произведениям, над которыми они работают. |
27.09.2024 - 15:23 |
В 1973 году на советские экраны вышел фильм Альберта Мкртчяна и Леонида Попова «Земля Санникова». На следующий год его посмотрели более сорока миллионов зрителей.
|
|