Иностранные языки и формирование образа Отечества

Сотрудники кафедры иностранных языков Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, используя различные форматы работы, постоянно совершенствуют профессиональное мастерство, обретают новые компетенции, овладевают современными методиками преподавания… Важно, что они интересуются мнением студентов по различным вопросам и учитывают это в своей работе.
С целью повышения интереса к изучению английского языка в феврале проведена игра по всегда актуальной для молодёжи теме: «Ваша внешность – это зеркало вашего внутреннего мира» («Your appearance is a mirror of your inner world»).
Вопросы касались разных аспектов: стиля одежды, манеры поведения… Соревновательный дух способствовал генерированию и свободному выражению студентами своих мыслей. Члены жюри, в состав которого вошли специалисты, имеющие большой опыт работы за рубежом, отметили, что участники продемонстрировали хороший уровень владения английским языком, а также знаний в области психологии, социологии и культуры.
Завкафедрой иностранных языков КБГУ, кандидат философских наук, доцент Рита Кенетова рассказала о международной научно-методической конференции «Форсайт образования: портрет преподавателя будущего», в ходе которой она приняла участие в качестве модератора одной из площадок:
«Организаторы – сотрудники Финансового университета при Правительстве РФ – предложили участникам ответить на ряд вопросов о людях, которые ежедневно заходят в аудитории и учат, воспитывают, растят молодое поколение. Какими они должны быть? Каковы должны быть их ориентиры? Какой он – преподаватель завтрашнего дня, готовый меняться сам и менять других? Где грань между эмпатией и строгостью, технологичностью и традициями, эффектностью и эффективностью?
КБГУ выступил партнёром кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финуниверситета в организации работы дискуссионной площадки «Есть такая профессия: преподаватель иностранного языка». Проректор по образовательной деятельности Мастерской Сенеж – образовательного центра президентской платформы «Россия – страна возможностей», координатор программы «Женщина-лидер», член совета Евразийского женского форума Мария Афонина – открыла дискуссию, продемонстрировав модель интеллектов современного лидера».
На секциях более 170 специалистов обсудили ряд тем. К примеру, было отмечено, что в системе коммуникации «преподаватель – студент» не только закладываются и развиваются профессиональные способности, знания, умения и навыки будущих специалистов, но и формируются их основные социальные качества.


Особенность работы с поколением Z (люди, родившиеся примерно с 1997 по 2012 год) определяется значительными изменениями, происходящими в системе высшего образования в связи с её цифровизацией. Это требует совершенствования профессиональных компетенций в области методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии.
Обсуждая компетенции современного преподавателя, участники сопоставили взгляды профессионалов и студентов и пришли к выводу, что осведомлённость в своём предмете, умение донести до студентов необходимые знания и развить требуемые навыки, несомненно, составляют основу профессиональной компетенции преподавателя вуза. Но студенты хотят видеть в преподавателе требовательного и справедливого профессионала, который учитывает их индивидуальные и профессиональные потребности и психологические особенности, а также заинтересовывает и мотивирует обучающихся, в том числе своим примером. Подготовка и переподготовка преподавателей вузов должна учитывать этот запрос.
Были приведены доводы «за» и «против» использования современных технологий (VR, AR, AI) и сделан вывод: использование виртуальной реальности в процессе обучения иностранному языку может быть задействовано как один из новых инструментов, дополняющий существующий набор методических средств. При этом рынок изучения иностранных языков в виртуальной реальности представляет собой множество разработок разной степени качества и завершённости. В отличие от устоявшегося рынка классических учебников по иностранному языку, где есть проверенные временем каноны и лидеры продаж, в сфере виртуальной реальности таких лидеров пока нет.
Искусство интеллекта и искусственный интеллект – по этой актуальной теме участники дискуссии отметили: развитие нейросетей должно быть направлено не на замену образования, а на помощь в получении знаний. При правильном использовании они станут помощником в обучении для студентов и других учащихся. Они ускорят процесс получения и обработки информации, возьмут на себя рутинные задачи и освободят время для решения более важных и интересных задач. 
С большим интересом был заслушан доклад Р. Кенетовой «О роли изучения иностранных языков в меняющихся условиях современной геополитики», в котором говорится, что, согласно данным международного образовательного центра по обучению английскому языку EF Education First, в России среди взрослого населения спрос на изучение английского языка в 2023 году по отношению к предыдущему году увеличился на 59%, а среди детей – на 47%. Из 250 студентов разных направлений и специальностей, опрошенных в КБГУ, 85% респондентов ответили утвердительно на вопрос об актуальности изучения иностранных языков, считая, что владение иностранным языком является огромным преимуществом как для карьерного роста, так и для повышения самооценки и культурного развития. 
Аудиторией с энтузиазмом была принята тема «Личность преподавателя в формировании образа Отечества на занятиях по иностранному языку», освещённая Ольгой Козаренко, кандидатом географических наук, доцентом кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов. Эксперт отметила, что в последние годы вышли постановления Правительства РФ о важности гражданского, патриотического и нравственного воспитания. Учёным и практикам необходимо выработать стратегии реализации этих постановлений в каждом предмете с целью сохранения в нашем обществе традиционных духовно-нравственных ценностей, достойного противостояния негативному влиянию на российскую молодёжь через иноязычные средства массовой коммуникации. На занятиях по иностранным языкам важно уделять большое внимание формированию у будущих специалистов чувства гражданственности и патриотизма.
Продуктивная работа дискуссионной площадки позволила сформулировать рекомендации по оптимизации содержания и совершенствованию методического обеспечения обучения иностранному языку, повышению уровня социокультурной компетентности преподавателей профильных кафедр вузов.

 

Ирина БОГАЧЁВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.04.2024 - 16:17

Школа, воспитавшая выдающихся людей

В этом году второлескенской средней школе исполняется 100 лет. К этой знаменательной дате учитель информатики Анатолий Лиев подготовил к печати материалы об истории становления и развития одной из старейших школ Кабардино-Балкарии.

23.04.2024 - 15:29

Первые профессиональные пробы

В рамках федерального проекта «Профессионалитет» в Кабардино-Балкарском государственном гуманитарно-техническом колледже и Кабардино-Балкарском аграрно-промышленном колледже прошёл единый день открытых дверей.

20.04.2024 - 12:01

Эликсир молодости

Счастлив тот, кто сделал правильный выбор и нашёл своё призвание. Профессиональный вектор победительницы муниципального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель года» Фузы Шоровой определился ещё в детстве. На традиционный вопрос – кем она хочет стать, маленькая Фуза без раздумий отвечала – воспитательницей.

16.04.2024 - 15:20

Новая школа к новому учебному году

В марте текущего года в рамках проекта "Модернизация школьной системы образования" госпрограммы "Развитие образования" в селе Озрек начался капитальный ремонт школы.  Уже завершены демонтажные работы: внутренние помещения и фасад очищены от старого покрытия, снят пол, полностью заменена электропроводка.

16.04.2024 - 15:14

Единый день открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля состоится Единый день открытых дверей (ЕДОД) Федерального проекта «Профессионалитет», в рамках которого в Кабардино-Балкарской Республике, как и по всей России, будут обеспечены единые организационные и методические условия для реализации комплекса мероприятий.