Плата за цивилизацию

Комбинация Северо-Кавказского региона как курорта и важного транспортного и индустриального центра Юга России уникальна, но попытки максимального использования природных ресурсов, не подкрепленные достаточным знанием возможностей природы – её способности к воспроизводству ресурсов и саморегулированию, ведут к серьёзным экологическим последствиям негативного характера.
Несмотря на колоссальные экологические резервы окружающей среды, хозяйственная деятельность человека всё чаще приводит к отрицательным последствиям, с которыми биосфера справиться не в состоянии – во всяком случае, быстро. В первую очередь это относится к загрязнению окружающей среды химическими веществами, не свойственными природе, нарушению природных геохимических циклов.
Основными источниками поступления загрязняющих веществ в атмосферу Нальчика являются промышленные предприятия и автотранспорт. Каждый из этих источников имеет свои характерные черты и особенности. В условиях некоторого спада промышленного производства, с одной стороны, и резкого увеличения количества автомобилей – с другой, в последнее время роль автомобильного транспорта в загрязнении воздушной среды существенно выросла и, по ряду оценок, его вклад в настоящее время в суммарном выражении значительно превышает вклад промышленности.
По итогам рейтинга обеспеченности автомобилями в России Кабардино-Балкария занимает 74-е место с 213 машинами на тысячу жителей республики. Хуже дела обстоят среди северокавказских республик в КЧР (182), Дагестане (171), Ингушетии (142), Чечне (131) на конец 2016 года. До 2020 года уровень автомобилизации должен вырасти почти в 1,5 раза.

Рост уровня автомобилизации Северо-Кавказского федерального округа с 2012 по 2022 г., по прогнозам «АльфаСтрахование»,

на 1000 жителей

 

По статистике, один легковой автомобиль за сутки выбрасывает в атмосферу около килограмма токсичных веществ, которые способны находиться в атмосфере до пяти лет. Их влияние на окружающую среду огромно, поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха. Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 видов вредных веществ, в том числе канцерогенных. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городе и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
Метеорологические условия определяют меру способности атмосферы рассеивать и удалять поступающие в неё вредные вещества и формировать, таким образом, некоторый уровень загрязнения. Наиболее существенно на уровень загрязнения воздушной среды влияют климатические условия, а рассеивание вредных веществ в приземном слое воздуха в значительной степени зависит от архитектурно-планировочных особенностей города: расположение и высота зданий и сооружений, наличие зелёных массивов и водных объектов, представляющих собой разные формы наземных препятствий воздушному потоку и приводящих к возникновению особых метеорологических условий в городе. Как показывают наблюдения, даже при постоянных объёмах промышленных и транспортных выбросов в результате влияния метеорологических условий уровни загрязнения воздуха на одной и той же территории могут различаться в несколько раз. Особенности ветрового режима играют важную роль, т.к. ориентация большинства транспортных магистралей и улиц города совпадает с направлением преобладающего переноса воздушных масс с юга-запада на северо-восток и обратно. С одной стороны это способствует суммированию ареалов загрязнения разных промышленных зон города, а с другой – «канализирует» вынос загрязняющих веществ ветрами за пределы городской черты.
Сжигание автотранспортом ископаемого топлива повышает концентрации CO, NOx, CO2, углеводородов, тяжёлых металлов и твёрдых частиц в атмосфере, он же даёт твёрдые отходы (покрышки и сам автомобиль после выхода из строя) и жидкие (отработанные масла, мойка и т.д.). На долю автомобилей приходится 25% сжигаемого топлива. Основная масса отечественных бензинов – этилированные, в состав которых входят антидетонаторы. Наиболее эффективным антидетонатором для бензина является тетраэтилсвинец. При работе двигателей в отработанных газах содержатся соединения свинца, являющиеся высокотоксичными веществами. Свинец относится к классу тяжёлых металлов, которые обладают способностью накапливаться в организме человека, включаясь в пищевую цепь. Например, свинец накапливается в организме человека в костях, биологический период его полураспада составляет 10 лет. Свинец попадает в организм человека в основном с пищей, питьевой водой и при дыхании. Если природные источники выбрасывают не более 20 тыс. т свинца, то антропогенные дают на порядок большую величину – более 400 тыс. т в год. Круговорот свинца в биосфере обусловлен в основном хозяйственной деятельностью человека, и большая часть приходится на транспорт.
Автотранспорт, использующий в качестве горючего углеводородное топливо (бензин, дизельное топливо, спирт и др.), является одним из главных поставщиков углекислого газа в атмосферу.
В целом по России ежегодно автомобильный транспорт выделяет угарного газа 10 млн т, диоксида азота 1,4 млн т, углеводородов 1,8 млн т, диоксида серы 55 тыс. т, свинца 5 тыс. тонн.
Одним из наиболее токсичных продуктов, содержащихся в выхлопных газах автомобиля, работающего на углеводородном топливе, является оксид углерода, или угарный газ. Хотя сам он не относится к веществам, вызывающим парниковый эффект, он легко вступает в реакцию с кислородом воздуха, с гидроксильными радикалами, образуя углекислый газ.
Загрязнение воздуха оксидами азота и кислотные дожди приносят огромный вред здоровью людей, а также растительному миру. Содержание токсичных веществ в выхлопных газах зависит от режима работы двигателя.
Автомобиль, хотя и является предметом длительного пользования, всёже имеет конечный срок «жизни». Следовательно, после окончания эксплуатации необходимо принять меры к его утилизации. В изношенном и выброшенном на свалку автомобиле содержатся все те материалы, которые были использованы при его изготовлении: чёрные и цветные металлы, пластмассы и резинотехнические изделия, стекло и керамика, дерево и картон, текстильные и битумные материалы и многое другое. Ежегодно при амортизации автомобилей у нас в стране образуется лома 1,2 млн т, лома и отходов цветных металлов 68 тыс. т, отработанных нефтепродуктов 268 тыс. т, изношенных шин и резинотехнических изделий 612 тыс. т и т.д.

Интенсивность (ед/ч) и состав транспортного потока на основных улицах Нальчика , 2002 г.

Интенсивность (ед/ч) и состав транспортного потока на основных улицах Нальчика, 2018 г.

В результате натурных исследований за 2002 и 2018 годы разница между магистралями Нальчика по интенсивности и составу транспортного потока весьма значительна. Скоростной режим движения автотранспорта на улицах Нальчика изменяется в пределах 40-80 км/ч и более. В часы пик происходит 10-12 процентов от суточного объёма движения. На самых загруженных участках по улицам Мальбахова, Идарова, Кабардинской в дневное время в час пик проходит более 4048 машин в обоих направлениях, периодически создаются пробки продолжительностью 5-7 мин. На улицах Ленина, Кирова, Осетинской, Советской, Шогенцукова интенсивность движения составляет 6612 машин в час. Перечисленные магистрали составляют основу транспортного каркаса города. В качестве основного программного средства при проведении расчётного мониторинга использовалась программа «Автотранспортное предприятие» УПРЗА «Эколог».
Сегодня трудно представить человеческую цивилизацию без автомобиля. В нашей жизни он стал не только основным транспортным средством, но и частью быта. Естественное стремление человека к свободе передвижения, усложнение функций в производственной деятельности и сфере услуг, наконец, сама жизнь в больших городах – всё это обусловило рост числа легковых автомобилей индивидуального пользования и увеличение объёма грузовых перевозок. Уровень автомобилизации уже давно стал одним из основных показателей экономического развития страны, качества жизни населения. Однако достижения научно-технического прогресса приносят людям не только пользу, но и вред. Плата за автомобиль – наше здоровье, наша жизнь. Сложно определять приоритетность, когда сталкиваются экологические интересы и развитие цивилизации. Современные трудности человечества, связанные с экологическими проблемами, обусловлены ещё и тем, что научные исследования экологических ограничений слишком затянулись. Несомненный эффект слабого восприятия существования экологического кризиса создаёт большая инерционность его последствий, которые хотя и проявляются в масштабах одного поколения, но нередко воспринимаются новыми поколениями как данность, существовавшая, по их мнению, и в прошлом.
Если к этому добавить отчуждение земли под дорожную сеть (в Западной Европе это 1,3% территории), под гаражи, стоянки, ремонтные базы и свалки автомобилей, а также то, что США ежегодно теряют в автомобильных авариях больше убитыми и ранеными, чем за всю войну во Вьетнаме, а бывший СССР – больше, чем за афганскую войну, то правомерно задаться вопросом: не слишком ли высока цена, которую платят природа и человечество за развитие автомобилизации?
В первую очередь необходимо научиться трезво оценивать масштабы угрозы увеличения количества автомобилей и вред, который мы наносим окружающей среде и себе. Нужно переходить на более экологически чистое топливо, увеличивать количество общественного транспорта. Наша плата за достиженияе ΧΧΙ века должна быть более адекватной его полезности.

Сафият ГЕККИЕВА, кандидат физико-математических наук, сотрудник ВГИ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

29.03.2024 - 15:59

29 марта - День шампиньонов

Праздничная дата установлена в честь легендарного русского учёного-селекционера Ефима Грачёва.

29.03.2024 - 15:58

Минздрав сообщает

За операцией можно наблюдать из любой точки В Первой горбольнице Нальчика установили современную хирургическую демонстрационную систему, которая позволяет транслировать ход операции в режиме реального времени в любую удалённую точку.

29.03.2024 - 14:01

Огнеборцы республики в суровые военные годы

4 апреля огнеборцы Кабардино-Балкарии отметят юбилей – 190 лет со дня создания пожарной охраны республики.

29.03.2024 - 14:00

Сила в правде

В молодёжном центре республики прошла встреча с заместителем Председателя Правительства - министром КБР Залимом Кашироковым.

29.03.2024 - 13:56

Современная инфраструктура – зеркало качества жизни на селе

В Кабардино-Балкарии за последние пять лет (2019 - 2023 годы) на реализацию мероприятий, направленных на развитие сельских территорий, улучшение качества жизни сельских жителей в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» направлено свыше 1,55 млрд рублей из федерального и республиканского бюджетов.