В договоре не учли

С работником был заключён договор о целевом обучении (ученический договор), в соответствии с которым он должен был после завершения обучения отработать у работодателя не менее пяти лет. Однако через год после окончания обучения работник уволился из организации и возмещать затраты отказался. Работодатель обратился в суд.
Выступая в суде, работник указывал, что оснований для взыскания с него стоимости обучения нет. Стоимость обучения нужно компенсировать только в случае увольнения по инициативе работодателей за проступок или дисциплинарное нарушение. Если же работник увольняется по собственному желанию или по соглашению с работодателем, то обязанности по возмещению работодателю стоимости обучения у него не возникает.
По этому спору состоялось несколько противоположных решений, последнюю точку поставил Верховный суд Российской Федерации.
Дополнительное профессиональное образование за счёт средств работодателя осуществляется на условиях и в порядке, которые определены ученическим договором. 
Если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполнит свои обязательства по договору, он по требованию работодателя возвращает расходы, понесённые в связи с ученичеством (ст. 207 Трудового кодекса Российской Федерации). 
В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении, работник обязан возместить затраты, понесённые работодателем на его обучение. Такие затраты работник возмещает пропорционально фактически отработанному после окончания обучения времени (ст. 249 ТК РФ). При этом конкретные условия и обстоятельства, при которых работник обязан возмещать работодателю стоимость обучения, должны быть прописаны в тексте ученического договора. В спорном случае, указывал ВС РФ, ученический договор предусматривает возмещение затрат на обучение лишь при увольнении работника за нарушение трудовой дисциплины или за совершение других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы по инициативе работодателя. Увольнение работника по собственному желанию, как и увольнение по соглашению сторон, не было обозначено в договоре в качестве обстоятельств, при которых работник обязан возместить затраты, понесённые работодателем на его обучение. Поскольку работник был уволен по собственному желанию, а не по инициативе работодателя, он не обязан возмещать работодателю стоимость полученных образовательных услуг, заключил суд.
Зинаида МАЛЬБАХОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

27.04.2024 - 11:45

Прокуратура сообщает

Условия контракта не обнародовали Прокуратура Лескенского района проверила исполнение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

26.04.2024 - 16:15

Вербовщики террористов на рынке

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники Центра по противодействию экстремизму МВД по КБР совместно с коллегами из УФСБ России по КБР и ГУПЭ МВД России при силовой поддержке ОМОН Управления Росгвардии по КБР задержали 44-летнего жителя Республики Дагестан и 31-летнего жителя одной из республик ближнего зарубежья.

26.04.2024 - 11:30

Полиция сообщает

За сутки задержаны двое, находившихся в розыске Сотрудники МО МВД России «Прохладненский» задержали 36-летнего жителя Прохладного, находившегося в розыске по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ.

26.04.2024 - 11:26

Управление должно быть непрерывным

Постановлением Конституционного суда РФ от 18 апреля 2024 г. № 19 установлено, что до возникновения обязательств по управлению многоквартирным домом у других УК (в том числе при изменении способа управления домом), управляющая компания не вправе уклониться от обслуживания. 

24.04.2024 - 17:58

Добровольная сдача незаконно хранящегося оружия за вознаграждение

Управление Росгвардии по КБР напоминает, что в соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 9 июля 2014 года имеется возможность сдать на возмездной основе незаконно хранящееся оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства в органы внутренних дел по месту регистрации.