«Чайка» глазами студентов ГИТИСа

В Кабардинском государственном драматическом театре имени Али Шогенцукова прошёл спектакль студентов ГИТИСа «Чайка» в постановке Татьяны Морозовой в рамках фестиваля дипломных спектакле «Старт в будущее».
Мастерская Бориса Морозова привезла в Нальчик признанную и знакомую всем классику – пьесы Чехова знают даже те, кто далёк от театра. Тем сложнее актёрам и режиссёру удивить зрителя, ведь знаменитая «Чайка» на театральных подмостках очень частый гость (хотя самая первая постановка в 1896 году с треском провалилась). 
Трагикомедия Чехова сочетает в себе иронию, тонкий психологизм и глубину образов, ставя перед постановщиками и актёрами непростую задачу – передать весь пласт переживаний и рефлексии так, чтобы зритель понял и поверил. 
Эта интерпретация Чехова обладает современным привкусом – это ощущается и в элементах костюмов главных героев и в декорациях. Впрочем, совсем уж переносить героев в наше время актёры и режиссёр не собираются, оставляя за зрителем право трактовать увиденное по своему усмотрению. 
Та же постановка Треплева навевает мысли одновременно и о декадентах, и о современных перфомансах, как бы показывая, что противостояние новых веяний искусства и конформизма – история вечная, сопровождающая развитие культуры на каждом новом её витке. Если задуматься, именно из этой борьбы в конечном итоге и рождается что-то по-настоящему ценное.
Одним из центральных мотивов становится тема молодого творца, сталкивающегося с неприятием окружающих. Однако при этом спектакль многогранен, каждый герой обладает ярким характером и запоминается. Например, Маша в своём добровольном трауре по всему миру тоже ведёт тихую борьбу с обыденностью, резко отличаясь от остальных героев, одетых в светлые тона. 
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное оформление – в постановке звучат композиции Григория Гоберника и песни группы «Sammy». Да и в целом музыка играет в спектакле большую роль – недаром на переднем плане мы видим фортепиано и барабанную установку. Акустическая составляющая выгодно выделяет все переживания героев, становясь удачным обрамлением действия.
Ритм спектакля кажется немного рваным, взрывы экспрессии чередуются с медлительными, вязкими сценами. Такие эмоциональные качели, как ни странно, делают постановку более реалистичной, дают зрителю время немного заземлиться и обдумать увиденное. В общем-то, это правильно, ведь Чехов в своём творчестве исследует человеческую душу, находящуюся в совершенно разных состояниях. 
Сложно сказать, удалось ли студентам ГИТИСа привнести что-то новое в классическую постановку, но искренность и органичность, с которой они выходят на сцену, определённо заслуживает внимания. 
Оксана СОКОЛОВА. Фото Артура Елканова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

30.11.2022 - 16:22

Сказки наших гор

Команда КБРОО «Культура.ру» радует нас новым проектом. Интерактивно-театрализованное представление для детей по мотивам нартского эпоса «Сказки наших гор» уже активно идёт в образовательных учреждениях Нальчика. О том, как создавался спектакль, рассказала руководитель проекта Зита Кабулова.

28.11.2022 - 17:59

Школьники из КБР вышли в полуфинал телеигры «Умницы и умники»

Одиннадцатиклассники Дана Алакаева (школа № 2 с. Чегем Второй), Марат Кучуков (гимназия № 14 г. Нальчика) и Ульяна Красильникова (лицей № 2 г. Нальчика) выступили в четвертьфинале Всероссийской гуманитарной телевизионной олимпиады «Умницы и умники».

28.11.2022 - 17:56

Внук французского офицера

Кабардино-Балкария вдохновила немало талантливых писателей, художников, композиторов и поэтов. Среди них  Пушкин, Лермонтов, Грабарь, Танеев, Прокофьев и русский скульптор с французской фамилией Лансере.

28.11.2022 - 17:13

Не оставляй меня, мама!

В нальчикской типографии «Принт-Центр» издана книга «Не оставляй меня, мама!» башкирского писателя Айгиза Баймухаметова. 

28.11.2022 - 17:11

Он был всегда в седле

29 ноября 1941 года в Бобруйском лагере смерти № 131 оборвалась жизнь писателя, поэта, основоположника кабардинской литературы Али Асхадовича Шогенцукова. Биография писателя и поэта коротка - ему было отмерено всего четыре десятилетия земной жизни, но за эти годы он сделал немало.