Всё слабое и гибкое живёт, сильное и жёсткое погибает

Недавно увидел свет автобиографический роман народного мастера России, заслуженного деятеля культуры КБР Владимира Мокаева «Мальчик без времени», ставший логическим продолжением предыдущего произведения автора – романа «Боборика». Ощущение недосказанности, не исчерпавшей себя истории детства как начала начал побудило Владимира к дальнейшему развитию действия.
  «Мальчик без времени» – роман для всех, кто не утратил веру в добрую сказку, в глубине души не отрёкся от себя самого – совершеннейшего ребёнка, кто ещё верит в чудеса этого большого мира. Во вступительном слове к произведению сказано: «…это не есть просто автобиографическая проза, этакий замес реальности и инореальности, слепленный аналогично булгаковскому «Мастеру и Маргарите» или подобному из этого же ряда. Скорее всего, мы имеем дело с совершенно иного рода явлением в современной художественной литературе, явлением, не имеющим пока и точного определения своего жанра в исследовательской практике. Думается, что каждый читатель, в силу своего личного опыта и художественных мировоззренческих восприятий, сложившихся в нём и только в нём, ответит на этот вопрос лично, без всяких извне навязываний, найдёт в этой книге то, что ему в большей мере любопытно и интересно, а значит, познавательно».
Вся ткань произведения, словно в насмешку, пронизана нескрываемым скепсисом относительно не чего-либо, а самого разума, благодаря которому человек стал существом разумным – венцом самой природы, но с маленькой буквы. «А что же есть на самом деле этот разум, когда всё человечество за свою многотысячелетнюю историю отличилось более безумием, чем противоположной ему разумностью. Разве нескончаемые войны не очевиднейшее из безумий?» – рассуждает главный герой романа.
Автор считает, что его произведение, несмотря на автобиографическую сказочность содержания, вынесенную из глубин несколько иного сознания, параллельно существующего с основным, создано в виде чередующихся вне привычной хронологии небольших рассказиков-картинок, сложившихся неожиданно, как в калейдоскопе, и оно далеко не детское, хотя пересказано от лица ребёнка. «Более того, – утверждает автор, – книга далеко и не для каждого взрослого – умного, начитанного и мировоззренчески объёмного, утвердившегося в своей значимости только потому, что оброс годами, потучнел и чрезвычайно, относительно малыша, увеличился объёмом… Количество прожитых лет не есть основание считаться умным. Порою здравый отрок намного прозорливее седого старца».
Книга пронизана тонкими ментальными вещами, напрямую относящимися ко всему взрослому населению. Сама история эта – своего рода вызов. Владимир нарочно отделяет детей от взрослых, спрашивая нас: «Вы никогда не задумывались, отчего маленькие дети, собравшись в кучу, тихо смеются над взрослыми, потешаются над нами – несмышлёными, глупыми, смешными, забывшими многое из прошлого своего, но они в жизни не признаются нам в этом».
Почему мальчик без времени? Потому что это все мы – взрослые и страшно серьёзные люди, потерявшие в себе ребёнка, а именно чистоту помыслов, откровенность, непосредственность. Мы вынуждены, защищаясь от правды жизни, бесконечно обманывать окружающих и самих себя. В романе нечистая сила проявляется, как ни странно, положительной стороной, как в «Мастере и Маргарите» и «Золотом телёнке», где все демонические герои выглядят более порядочными, чем большинство людей из их окружения, как это ни странно. «В моем романе, – говорит автор, – эта сила выглядит нисколько не аморально, скорей таковым является общество, часть которого – каждый из нас. Анахроническая текстура речи в романе – намеренный приём, ведь в мире ничего не меняется. Не зря неоднократно здесь подчёркивается, что проблема «Палаты номер шесть» Чехова и гоголевской «Шинели» актуальны по сей день. Вообще проблема психического здоровья общества наиболее актуальна сегодня – критерии нормы и ненормы человечество пока не нашло. Чтобы мне как автору доверились, поверили написанному, безусловно, в ранг лучших я себя не выделяю – такой, какой есть, наученный взрослыми, уважаемыми педагогами, родителями, но и они являются частью общества.
«Мальчик без времени» – это человек, для которого не существует понятия вчера – сегодня – завтра. В первую очередь имеется в виду бессмертие души, ведь роман о нём. А ещё об ответственности каждого из нас за любое слово, действие, штрих своей жизни, в том числе и за своё детство, от которого не надо отрекаться. «Мальчик без времени» – проблема нерешённая, и она будет существовать вечно, так как проблемы ребёнка и взрослого человека абсолютно безотрывны. Почему я должен понимать, например, физику или математику, и никто не спросит меня – отчего же ты не можешь рисовать, играть, петь, писать стихи? Почему взрослым что-то важно и абсолютно неинтересно другое, и кто сказал, что именно это правильно?
Роман о детстве, родом из которого каждый из нас, и он не привязан к каким-либо временным рамкам, отсюда его название. По восприятию, повторюсь, он не простой и касается высоких нравственных проблем современного общества – души, любви, ненависти, поэтому сказочные отступления в романе, об очень глубинной философии человека мятущегося, заблудшего, зачастую порочного и скрывающегося, первая защита которого – ложь. Будешь совершенно открыт душой – просто не выживешь. Общество вынуждает человека стать каменным, защищаться от правды жизни. И только незамутнённое мировидение ребёнка позволяет ему чувствовать и говорить правду, воспринимая её по-своему».
Роман сопровождён иллюстрациями автора, наполненными множеством смысловых деталей, погружающих читателя в среду, атмосферу детства. Он намеренно бежал от академического реалистического рисунка: очарование детского наива и искренность графических иллюстраций звучит в унисон со смыслом произведения, усиливая впечатление сказочной атмосферы детства. Суперобложка демонстрирует декоративно-прикладную работу Владимира из цикла о времени «Падение Икара», который, по словам Мокаева, символизирует его – падающего и возносящегося.

Фото Камала Толгурова

Марина БИДЕНКО

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

25.04.2024 - 14:48

«Освобождение Европы»

1 мая на официальном сайте Национального музея Кабардино-Балкарской Республики жителям региона представят новую цифровую выставку московского Музея Победы «Освобождение Европы».

24.04.2024 - 16:14

Адыгэ фащэ для императрицы

В коллекции Российского этнографического музея хранится чёрное атласное платье с золотым шитьём. Оно было подарено кабардинской знатью жене Александра III во время их поездки на Кавказ.

22.04.2024 - 14:37

Дети собрали карту России и создали диафильм

В республиканской детской библиотеке им. Б. Пачева прошла «Библионочь». Главная её идея – представить библиотекарей и библиотеки с необычной стороны.

20.04.2024 - 11:53

«Мой верный друг, спаситель вечный мой…»

Сегодня исполняется 75 лет прозаику и поэту, лауреату Государственной премии КБР, директору издательства «Эльбрус» Руслану Хасбиевичу Ацканову.  Сотни стихов, несколько поэм, около 300 сонетов, рассказы, переводы, очерки, эссе… Для культуры Кабардино-Балкарии Ацканов – крупная и знаковая фигура. 

18.04.2024 - 13:21

Не стало кинорежиссёра Мурата Джусоева

В Северной Осетии на 65-м году ушёл из жизни известный режиссёр и сценарист Мурат Георгиевич Джусоев. В разные годы он работал на Одесской киностудии, на Северо-Кавказской студии кинохроники. Заслуженный работник культуры республики, за вклад в развитие киноискусства Мурат Джусоев был награждён медалью «Во Славу Осетии».