Труды учёного активно издаются в наши дни

В этом месяце исполнилось 125 лет со дня рождения российского и советского языковеда, кавказоведа, историка, этнографа Анатолия Несторовича Генко.
В научной деятельности этого выдающегося учёного главное место занимала лингвистика, он свободно владел почти тридцатью языками, из которых половина – кавказские наречия. Создавал алфавиты для бесписьменных языков Кавказа, написал грамматики, составил словари. Историко-этнографические, лингвистические исследования А. Генко базируются как на разноязычных архивных, исторических, так и на полевых материалах. И они уникальны, потому что написаны выдающимся кавказоведом, хорошо знавшим языки и культуру народов Кавказа, особенно горских. В своих исследованиях А. Генко был аполитичен, он рассказывал не о событиях на Кавказе, а о самих горских народах, населяющих его, – абхазо-адыгской группе, а также об осетинах, чеченцах, ингушах, дагестанцах, карачаевцах, балкарцах и частично об азербайджанцах, армянах и грузинах.
Анатолий Несторович Генко многое успел сделать за свою короткую жизнь. Учёный-кавказовед стал жертвой сталинских репрессий в возрасте 45 лет. Он оставил академические труды и изыскания, которые имеют колоссальное значение. К сожалению, немалая часть трудов учёного утеряна после его смерти, в частности, материалы, касающиеся чеченцев и ингушей, фольклорные записи и многое другое.
Анатолий Несторович Генко родился в ноябре 1896 года в Петербурге. Он был младшим, десятым ребёнком в многодетной семье. Его отец Нестор Карлович Генко – дворянин, известный учёный-лесовод и практик – немало сделал для развития лесного дела в царской России.
В 1914 году, окончив Петербургскую первую гимназию с серебряной медалью, Анатолий Генко начал обучаться на классическом отделении историко-филологического факультета Петербургского университета. Одновременно он занимался на армяно-грузинском отделении факультета восточных языков.
В 1921 году Генко был зачислен научным сотрудником в НИИ сравнительного изучения литератур и языков Запада и Востока при Петроградском университете. С 1922 по 1941 год работал в Азиатском музее (с 1930 г. – Институт востоковедения АН СССР, ныне Институт восточных рукописей РАН), где в 30-е годы заведовал кабинетом Кавказа. В то же время он плодотворно сотрудничал с другими научными центрами Ленинграда.
Учёный был арестован в начале сентября 1941 года. В постановлении на арест было отмечено, что А.Н. Генко «распространяет клеветнические и провокационные измышления о мероприятиях, проводимых ВКП(б) и Советским правительством, о руководителях ВКП(б) и Советского правительства, о действиях органов НКВД. С начала войны СССР с фашистской Германией высказывает пораженческие измышления о Красной Армии, о сообщениях Информбюро, восхваляет фашистскую армию». В протоколе обвинения об окончании следствия А.Н. Генко заявляет: «Со следственными материалами ознакомлен полностью, виновным себя в предъявленном обвинении не признаю…»
В период следствия А.Н. Генко содержался в одиночной камере внутренней тюрьмы Управления НКВД по Ленинградской области. С 18 декабря находился в больничном изоляторе этой же тюрьмы «с низким упадком питания и заболеванием сердца в форме грудной жабы» (из рапорта врача). 26 декабря Анатолий Несторович скончался. Место его захоронения неизвестно. Ознакомиться с материалами следствия родственникам удалось лишь в 1991 году. Тогда же Анатолий Генко был реабилитирован.
Труды учёного активно издаются в наши дни. Так, в 2001 году Зураб Джапуа издал книгу «Ранние записи абхазского фольклора из рукописей Анатолия Несторовича Генко». В 2005 году в издательстве «Academia» вышел «Табасаранско-русский словарь», составленный А.Н. Генко. Подготовленный к печати в конце тридцатых годов, он так и не вышел из-за необоснованного судебного преследования автора. Однако до сих пор словарь не утратил научную ценность как памятник новейшей истории языка одного из народов Дагестана. В нём зафиксирован значительный пласт диалектной лексики, а также ряд лексем, которые отсутствуют в словаре литературного табасаранского языка. Особый интерес представляют тексты, записанные автором в ходе научной экспедиции 1934 года и содержащие образцы устного народного творчества, языковедческие материалы. А в 2018 году увидел свет сборник лекций «Введение в этнографию Кавказа» Анатолия Генко, написанный им в начале XX века. Подготовили его к изданию научные сотрудники Центра нартоведения и полевой фольклористики при Абхазском государственном университете.

Анна ХАЛИШХОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

27.03.2024 - 17:48

Подрастает новая смена театралов

27 марта – Всемирный день театра Нальчикский Театр юного зрителя основан в 2012 году Георгием Налоевым. Основой коллектива ТЮЗа стали актёры труппы популярного в Нальчике театра «Коврик» под управлением режиссёра Казбека Дзудтагова. Впервые новый театр заявил о себе спектаклем по пьесе Ирины Одинцовой «Деревенька дурных привычек».

22.03.2024 - 19:27

Поэзия даёт человеку крылья

В горах Кабардино-Балкарии в День поэзии звучали стихотворения на русском, кабардинском, балкарском и абхазском языках. Члены литературного клуба «Жан», созданного на базе одноимённой общественной организации, по традиции отметили День поэзии на Чегете.

22.03.2024 - 15:36

Бесконечная вера в торжество жизни

25 марта Министерство культуры республики приглашает в Национальный музей КБР на открытие персональной выставки и презентацию альбома графики и живописи замечательного художника, лауреата Государственной премии КБР, заслуженного художника Кабардино-Балкарии Якуба Алиевича Аккизова.

21.03.2024 - 16:31

Афиша «КБП»

Три пингвина, два билета, один ковчег В воскресенье, 24 марта, в 17 часов Театр юного зрителя г.о. Нальчик (ул. Кешокова, 1) вновь назначает встречу «У ковчега в восемь». Постановка по пьесе Ульриха Хуба – для семейного просмотра (12+).

21.03.2024 - 11:05

Совместный концерт «Терских казаков» и ансамбля Росгвардии

25 марта в 16 часов в Нальчике на сцене Курортного зала (Долинск) состоится «Концерт дружбы», посвящённый Дню работника культуры РФ (25 марта) и Дню войск национальной гвардии РФ (27 марта). В программе праздничного мероприятия – лучшие творческие номера двух профессиональных коллективов.