Жизнь-восхождение

В этом году исполняется 75 лет со дня рождения художника Валерия Курданова. Он родился в селении Кёнделен в 1943 году. В 1968 году окончил художественное училище в Алма-Ате. Принимал активное участие в республиканских, зональных и всероссийских выставках. Жизнь В. Курданова трагически оборвалась в горах Кавказа в 1992 году.
К 70-м годам прошлого столетия соцреализм в СССР начал сдавать свои позиции, и в советском искусстве появились многообразные тенденции творческой практики. Полистилизм в культуре вскоре достиг и Кабардино-Балкарии, позволив  здешним художникам обновить язык местного искусства. Балкарский художник Валерий Курданов с самого начала творческого пути, совпавшего с этими переменами в изобразительном искусстве, стремился обрести собственный пластический язык, который бы позволил ему изображать в своих картинах национальный мир родного народа. В решении вопроса ему помогло обращение к возникшему в 1970-х годах направлению, получившему название «этнофутуризм». Выбор этого направления у части советских художников – представителей малочисленных народов СССР – был связан с желанием не растерять национальную идентичность в массовой глобальной культуре.
В картинах живописца не найдёшь изображения городской жизни, поскольку он прекрасно понимал, что город стирает национальные черты культуры этноса. Потому он выбирает село, где ещё сохраняются архетипические пласты культуры горцев и одновременно нарождается новое, заставляя вступать в диалог старинное и современное. Свой идеал художник нашёл среди простых людей, хранителей того исконного, что есть в народе. Персонажи Валерия Курданова несут на себе явные следы традиционного образа жизни: занимаются исключительно теми видами деятельности, которые были извечно характерны для балкарцев. Они всегда одеты в национальную одежду, к тому времени вышедшую из употребления, но вызывающую у автора острую ностальгию по её утрате. Её форма и цвет носят символический характер и полны глубоких смыслов. Валерий Курданов не хочет смириться с исчезновением из жизни и других важных элементов балкарской культуры. Это заставляет его вновь и вновь воссоздавать в своих полотнах традиционный быт балкарцев, прекрасно понимая, что именно в нём коренятся основы мироустройства, образа жизни народа.
Автор удачно сплавляет национальные мотивы с национальными орнаментами, являющимися подлинным маркером культуры балкарцев. В качестве маркера этнической идентичности выступает и антропологический тип его героев. Зритель безошибочно узнаёт в персонажах В. Курданова неповторимые типажи балкарцев, всегда яркие, меткие, правда, без психологической, портретной характеристики, что не мешает автору через них передать сущность характера всей нации, так сказать, её душу.
Выбранный Курдановым стилевой принцип, в котором он удачно соединил европейские традиции с местным народным колоритом, позволил ему в эпоху кризиса этнической самобытности создать легко узнаваемое национальное искусство с ярко выраженной балкарской ментальностью, положив начало развитию этнофутуризма в Кабардино-Балкарии.
Произведения В. Курданова органично сочетают конкретное, подмеченное и поэзию национального, внутреннюю экспрессию и декоративность. Для многих работ он нашёл оригинальную форму, нередко проникнутую доброжелательным юмором, как, например, в картинах «Гадание на бараньей лопатке» или «За чтением газеты». У него специфическое мироощущение, основанное на гармонии человека с окружающим миром, единстве формы, цвета и света. Основными средствами для передачи эмоций он выбирает активный цвет и экспрессию рисунка. Действие в картинах В. Курданова, как правило, разворачивается во дворе балкарского дома или на улице на фоне развешанных для просушки или продажи традиционных изделий с балкарскими орнаментами, выполненных местными мастерицами.
Используя приём застывшего времени, условный живописный язык, статичность поз, В. Курданов передаёт внутреннюю энергию своих простодушных и наивных героев – «Невесты» и «Жениха», образы которых свидетельствуют об их духовной, нравственной чистоте. Нравственный модуль поведения прочитывается и во многих других образах, созданных живописцем.
В пейзаже живописец также далёк от натуралистической трактовки природного мотива. Он писал свои картины не с натуры, а как бы изучив жизнь запоминающим взглядом и обработав свои впечатления, излагал свои мысли на холсте в метафорической форме. Ландшафтная живопись построена на сопоставлении локальных цветовых масс, которые кажутся живыми и подвижными. Цвет для автора служит универсальным языком, искусно формирующим пространство картины. Со временем техника письма у него становится смелой и широкой, а колорит преобладает над рисунком.
Образ пути, дороги возникает у Курданова не часто. Тем больший интерес представляет отличающаяся богатыми ритмами цветовых пятен и узоров картина «Возвращение домой», которая мыслится как жизненный путь, путь нравственно-духовных исканий. Не случайно вспоминаются стихи Кулиева «Жизнь-восхождение».
Его картины помогают возрождению культурной памяти балкарского народа, поскольку автор глубоко осмысливает и эмоционально переживает свою связь с прошлым, помогая через свои картины наладить преемственность поколений. Именно поэтому творческое наследие Валерия Курданова представляет собой значимую страницу в искусстве Кабардино-Балкарии.

Жаухар АППАЕВА, искусствовед
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


13.11.2018
10.11.2018
08.11.2018
07.11.2018