Учитель – и призвание, и состояние души

Кто только с восхищением и благодарностью не воспевал  учителя! Он всегда с нами, в наших сердцах, мечтах, воспоминаниях… Люди творческого труда: поэты, писатели, драматурги, художники, скульпторы, музыканты, певцы… посвящают им свои произведения.
Как публицист я тоже не раз обращался к этой теме. Не так давно опубликовал интервью «Учитель – главная профессия страны» и статью «Через годы, через расстоянья…»
А на днях познакомился с учительницей Эльзой Николаевной Шортаевой. О ней и хочу рассказать.
Вся трудовая деятельность Эльзы Николаевны связана с первочегемской средней школой номер один, а конкретнее – с обучением детей начальных классов. Да и сама она окончила эту школу, куда вернулась в 1989 году с дипломом Нальчикского педучилища. Из своих сорока семи лет Эльза Николаевна отдала двадцать семь родной школе, где работает и по сей день. Из-за любви к детям она даже на время учёбы не оставила свою работу – окончила заочное отделение КБГУ по специальности «педагогика и методика начального образования», подтвердив тем самым свою преданность однажды избранной профессии. Помогает ей в работе и то, что она окончила музыкальную школу.
В должности классного руководителя она каждые четыре года встречает первоклашек и доводит их до пятого класса. Этот цикл постоянный.
«Вам не надоел этот постоянный заколдованный круг: каждый раз доводить первоклашек до пятого класса и опять идти по нему?» – спросил Эльзу Николаевну.
«Нисколько нет, наоборот, – ответила она и добавила, – каждый раз ко мне приходят новые, незнакомые дети. А с ними всегда интересно работать».
Повторять не повторяясь. Такое удаётся опытной учительнице благодаря тому, что постоянно занимается самообразованием.
Эльза Николаевна часами может рассказывать о том, как меняется психика учащихся за эти четыре года – какими они прошли в школу и чему научились.
«Первая встреча с ребёнком, переступившим порог школы, незабываема, она запоминается на всю жизнь, – рассказывает она, – нам, педагогам, родители доверяют самое святое – «вылепить» из их чад человека мыслящего, для начала ориентирующегося хотя бы в масштабах своего класса и школы, а затем зрелого человека, достойного гражданина нашей страны».
Эльза Николаевна преподаёт в двух классах – в третьем и четвёртом – всего 67 учащихся. Сказать, что она знает всех их поимённо, мало. Глубоко осознавая роль и значение психолого-педагогических принципов, согласно которым в учебно-педагогической деятельности необходимо учитывать особенности каждого обучаемого, она подходит к своим воспитанникам сугубо индивидуально: изучает их темперамент, характер, интересы, склонности, мотивы, чтобы дать максимальную возможность для развития всех имеющихся у ребёнка способностей.
«Никакие инновации не дадут желаемого результата, – говорит Эльза Николаевна, – если учитель тонко не чувствует душу ученика, не будет к нему внимательным, понимающим, справедливым и требовательным. Только учитель, который сам «горит» на своём месте, сможет зажечь сердца и души тех, ради кого идёт в школу».
В сфере народного образования Эльза Николаевна добилась значительных успехов, её имя на слуху в педагогических кругах России. 16-17 ноября в Москве на площадке Федерального института развития образования (ФИРО) при поддержке Министерства образования и науки РФ прошёл заключительный тур конкурса «Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков-2017».
Нашу республику на нём представила учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 городского поселения Чегем Эльза Николаевна Шортаева, которая победила в номинации «Учитель-мастер». Она также завоевала кубок «Лучший учитель».
Долог и труден был путь нашей землячки к такому успеху и признанию. Достаточно отметить тот факт, что для участия в финальном конкурсе необходимо было пройти три отборочных тура. Во втором туре приняли участие 123 педагога, представлявших 56 субъектов РФ.
В третий очный этап вышел 41 педагог. Здесь конкурсанты должны были перед жюри, состоявшем из представителей ведущих профильных вузов России, продемонстрировать фрагмент своего урока, национальный костюм, представить выставку учебно-методических пособий, рабочие программы, принять участие в «круглом столе», посвящённом актуальным проблемам преподавания родных языков.
Жюри Эльза Николаевна удивила не только роскошным национальным костюмом, но и стихотворением собственного сочинения «Дочь Кавказа», вызвавшим аплодисменты. Разумеется, в первую очередь и безукоризненным чётким ответом на поставленные вопросы и выполнением всех требований конкурса.
Своеобразной ступенью восхождения Эльзы Николаевны к успехам, которых она добилась, были и многочисленные призы и победы её воспитанников на муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах и олимпиадах. И не только. Её ученики ежегодно принимают активное участие в международном дистанционном проекте начальной школы «Эрудит – марафон учащихся».
Сама Эльза Николаевна – лауреат муниципального конкурса «Учитель года» 2009, 2012, 2016 годов, всероссийского открытого заочного конкурса «Лучший учитель – мой» 2013 года. Она также победитель муниципального конкурса «Современный урок математики-2017», имеет ряд почётных грамот и благодарностей различных ведомств.
Эльза Николаевна помнит своих учителей, благодарна многим из них за поддержку  при выборе профессии, ставшей для неё единственной раз и навсегда. С особой любовью и благоговением она назвала имена Александры Исуфовны Этезовой, Марии Владимировны Алоковой, Людмилы Альбертовны Тассо.
«Мне повезло и с директором школы, – рассказывает она. – Марита Назировна Бекулова – замечательный руководитель. Она требовательна и справедлива, является примером преданности работе, поэтому и коллектив наш дружный. В нём взаимопонимание и взаимоподдержка. Я благодарна и всему нашему педагогическому коллективу, в нём комфортно работать».
Эльза Николаевна из интернациональной семьи. Отец – армянин, мать – кабардинка. Она ходит на работу как на праздник и возвращается в большую дружную семью с таким же настроением. Дома её ждут свекровь и свёкор, муж, который служит в полиции, старший сын – зубной техник, дочь и сын – школьники.
Размышляя о месте учителя в обществе, часто вспоминаю такую притчу. Однажды ученики спросили учителя: что самое главное в его профессии? Учитель сказал, что ответит на этот вопрос позже.
Он предложил ученикам сходить к высокой горе. Перед тем как тронуться в путь, накормил их солёной пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя.
Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я у вас вызвал жажду, потом указал верный путь, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».
Эльза Николаевна внимательно выслушала притчу и сказала: «Знаете, что я извлекла из неё? Что основная задача наша, учителей, не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, хотя это очень важно, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний и пользоваться ими».
Из беседы с Эльзой Николаевной я сделал для себя вывод: педагоги начальных классов – особая категория в учительской среде. Они закладывают основы для дальнейшего обучения своих воспитанников в старших классах, дав им определённые знания и привив необходимые навыки.
Аристотель говорил, что сначала необходимо давать знания детям, а потом уже развивать в них необходимые навыки. Сократ считал, что нет более сложного дела на земле, чем воспитать настоящего человека.
И ту, и другую задачу одновременно успешно решает учитель по призванию и состоянию души Эльза Николаевна Шортаева.

Тазал МАШУКОВ
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


18.01.2018
16.01.2018
13.01.2018
12.01.2018