Сорок тонн счастья

На главной аллее Атажукинского сада устанавливается скульптура «Звёздный камень».
У  этого произведения и самой высокой в мире фарфоровой вазы «АРУРА», которая хранится в замке Лейхтенбург (Тюрингия, Германия), один автор – народный художник КБР Алим Пашт-Хан.
– Люди стараются всё новое поместить в уже готовую «ячейку», в давно существующие в их сознании представления, – рассказывает художник. – Если оно в «ячейку» не помещается, то начинается реакция: идут самые разные разговоры, разные оценки. «Звёздный камень» для города – новый объект. И все разговоры вокруг него, одобрительные и неодобрительные, – это нормальный процесс. Когда в нашей республике идёт речь о скульптуре в пространстве города, многие сразу представляют классические образцы – памятник поэту, политическому деятелю или же историческому событию. Хотелось бы, чтобы в городе, где я родился, появились произведения искусства, посмотрев на которые, приехавший к нам из любого культурно развитого города удивился: «Да, это действительно необычно, интересно».
По словам А. Пашт-Хана, «Звёздный камень» отсылает к самым разным сюжетам. В частности, к тому же Сосруко – Сыну камня. Похож он и на лавовые камни под Эльбрусом, и на метеорит, есть и ассоциации с философским камнем. Интерпретаций может быть много. По задумке автора, это скульптура, отражающая крепость, многогранность и богатство обычаев и традиций наших народов.
– Объект «играет» на разных уровнях, – отмечает скульптор. – Многое зависит от смотрящего на него человека. Для кого-то это будет камень счастья, для кого-то – красивый «звёздный» камень, кто-то посмотрит ещё дальше и откроет смысловые слои философского камня. К тому же определённую смысловую нагрузку даёт место, где он располагается, – главная аллея Атажукинского сада. Если смотреть со стороны входа в парк, то за «Звёздным камнем» видны гребни Кавказского хребта и Безенгийского ущелья, откуда и был доставлен этот гранит.
Для поиска материала Алим Пашт-Хан ездил по горам и ущельям Кабардино-Балкарии. Искал в Приэльбрусье, Верхней Балкарии, а нашёл в Безенгийском ущелье. После обработки 47-тонный камень стал на семь тонн легче.
Художник рассказал, что обработка проводилась вручную. Камень шлифовался, полировался. В нём есть бронзовые вставки, диаметр которых варьируется от пяти до 20 сантиметров. Они отлиты в Германии, на литейном заводе в германском городе Лауххаммере, известном своими бронзовыми колоколами. Каждая из бронзовых вставок является как бы отражением неба и символизирует солнце и звёзды, природу, семью, народное творчество и быт.
– Работа очень трудоёмкая, – признаётся автор «Звёздного камня». – И это лишь первая часть трилогии. Над скульптурой пришлось потрудиться около года. Думаю, каждая из последующих потребует не меньше времени.
Проект изначально обсуждался с руководством республики и на Градостроительном совете, и в целом был одобрен архитектурным сообществом. Большую поддержку проекту оказывает администрация г. Нальчика.
– Мне была предоставлена полная свобода, – говорит Алим Пашт-Хан. – Единственно заданный параметр – создать произведение, достойное нашего времени и нашей республики. Выражаю искреннюю благодарность всем, кто оказывал мне помощь в реализации проекта.

Пресс-служба администрации г. Нальчика
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


23.11.2017
22.11.2017
21.11.2017
18.11.2017