Большое внимание – поддержке малого бизнеса

Интервью с заместителем руководителя – начальником отдела закупок Кабардино-Балкарского управления Федеральной антимонопольной службы Юрием Кушховым.
 
– Вносились ли в этом году значительные изменения в Закон о контрактной системе? 
– В Закон о контрактной системе  с начала года внесли несколько значительных изменений. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. №570 установлены виды и объёмы работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения других лиц. В случае, если подрядчик не исполнит надлежащим образом обязательство самостоятельно выполнить указанные работы, ему будет грозить штраф в размере 5% от стоимости этих работ. 
Изменения также внесены и в Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. №1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». При этом предусматривается, что подрядчик вправе выбрать подлежащие самостоятельному выполнению виды и объёмы работ. 
В статью 31 Закона о контрактной системе были внесены несколько дополнительных пунктов в части требований, которым должен соответствовать участник закупки, которые заказчик обязан прописывать в документации об аукционе. 
 С 1.05.2017 г. статья 34 дополнена частью 13.1, в соответствии с чем срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней, а контракты с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями – не более чем пятнадцать рабочих дней. Исчислять эти сроки нужно с даты подписания заказчиком документа о приёмке. Размер штрафа для должностного лица заказчика составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб. За повторное нарушение могут дисквалифицировать на срок от 1 до 2 лет.
– С учётом потепления отношений с Турцией остались ли ограничения, установленные для турецких компаний?  
– Указом Президента РФ от 31.05.2017 г. №244 и впоследствии Постановлением Правительства РФ 2.06.2017 г. №672 отменён запрет закупать у турецких компаний работы и услуги для госнужд. 
– Каковы меры наказания за игнорирование заказчиками нововведений в законодательство о контрактной системе?
– За утверждение и последующее размещение в единой информационной системе документации о закупке в старой редакции, то есть без учёта внесённых изменений, должностному лицу заказчика грозит административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за утверждение документации о закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
– В соответствии со статьёй 
93 Закона о контрактной системе заказчики в определённых случаях могут заключить контракт без проведения конкурсных процедур. Разъясните, к примеру, возможность заключения государственного контракта на оказание услуг по архивной обработке документов без проведения конкурсных процедур.
– Согласно статье 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьёй 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Между тем случай оказания услуг по архивной обработке документов статьёй 93 Закона о контрактной системе не предусмотрен.
Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае, если закупка товара, работы или услуги не превышает ста тысяч рублей. В ином случае, согласно положениям Закона о контрактной системе, заказчик должен использовать конкурентные способы определения поставщиков.
– Каковы требования к заключению государственного контракта по аренде нежилого здания?
– В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренды жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства. При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность пролонгации ранее заключённых контрактов.
Следовательно, заказчик вправе заключить государственный контракт на аренду нежилого здания на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
– В какой срок нужно уведомить контрольный орган в сфере закупок о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?
– В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется при её осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключённого в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
– На данный момент уделяется большое внимание поддержке малого бизнеса. Предусмотрено ли Законом о контрактной системе стимулирование малого бизнеса?
– Конечно, предусмотрено. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять с учётом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНО) в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объёма закупок, предусмотренного планом-графиком.
В соответствии с пунктом 16 статьи 3
закона совокупный годовой объём закупок – утверждённый на соответствующий финансовый год общий объём финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключённых до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНО в объёме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объёма закупок, рассчитанного с учётом части 1.1 статьи 30 закона, путём проведения: открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, а также осуществления закупок с учётом положений части 5 статьи 30 закона. Объём закупок, осуществлённый у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, считается по сумме заключённых контрактов и отражается в отчёте  об объёме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
– До какого числа заказчики обязаны разместить отчёт об объёме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций?
– Согласно части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе, по итогам года заказчик обязан составить отчёт об объёме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и до 1 апреля года, следующего за отчётным годом, разместить его в единой информационной системе. 
– Какова ответственность за неисполнение требований, установленных статьёй 30 Закона о контрактной системе?
– Неисполнение требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, согласно которой осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечёт административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
За размещение отчёта о об объёме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с нарушением сроков, установленных законодательством о контрактной системе, предусмотрен административный штраф в размере 15 000 рублей.
Рустам ШИДУГОВ
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


19.04.2018
17.04.2018
14.04.2018
12.04.2018